Политика
Заявление Министерства энергетики и промышленности
В последние годы на различных площадках озвучивается множество мнений и доводов официальных представителей Центрально-азиатских государств и экспертов о целесообразности строительства гидроэнергетических сооружений в регионе, в том числе и в Кыргызстане.
Ввиду появления в СМИ ультимативных заявлений об игнорировании странами верховья интересов государств Центральной Азии в водно-энергетической сфере, Министерство энергетики и промышленности считает необходимым заявить следующее.
Официальный Бишкек был и остается приверженным сторонником равноправного диалога всех стран региона, как по вопросу строительства новых гидротехнических сооружений в верховьях бассейна реки Сырдарья, так и по эффективному использованию воды странами низовья.
Относительно строительства Камбаратинских ГЭС отмечаем, что экспертиза по данному проекту, по результатам которой было принято решение о ее строительстве, проведена еще в восьмидесятые годы прошлого века Ташкентским отделением проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» и является инициативой не только лишь руководства Кыргызской Республики.
В настоящее время в Кыргызской Республике принимаются меры по завершению строительства с учетом изменившихся условий, новых требований к проектированию и безопасности, оценки воздействия на окружающую среду, в том числе и к сейсмической безопасности.
Упоминая Конвенцию ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков, узбекская сторона умолчала о важном принципе справедливого и разумного использования. Отсутствие информации об использовании воды в Республике Узбекистан с указанием объемов потребления, а также о возведении водохранилищ без проведения экологической экспертизы вызывает неоднозначную реакцию.
Поэтому, в соответствии с нормами международного права, схема взаимных уведомлений и экологической экспертизы должна осуществляться только по принципу взаимности, без использования двойных стандартов и выборочного подхода в вопросе использования водно-энергетических ресурсов, а также применяться ко всем странам Центральной Азии без исключения.
Упомянутые конвенции ООН, участницей которых Кыргызстан не является, имеют общий характер и не учитывают особенности и проблемы каждого региона мира, в том числе и Центральной Азии. Отмечая необходимость соблюдения международного права, в первую очередь страны Центральной Азии должны выполнять региональные соглашения, которые и являются нормами международного права.
Экспертное сообщество отмечает уникальность ситуации в Центральной Азии — взаимозависимость стран региона от поставок водно-энергетических ресурсов. Необходимо сбалансированное использование водных ресурсов не только для нужд ирригации, но и в целях выработки электроэнергии для нужд населения.
Таким образом, не соответствует действительности утверждение о стремлении Кыргызстана к гидроэнергетической линии диктата. Кыргызская Республика всегда проявляла инициативу, призывала и призывает к развитию сотрудничества и заключению многосторонних соглашений в водно-энергетической сфере. Однако, эти предложения остаются без ответа.
Так, например, Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года, предусматривает возможность ежегодного заключения многосторонних, и на их основе двусторонних, договоров по взаимопоставкам воды и электроэнергии в обмен на уголь, газ и мазут. Это условие Соглашения фактически не работает из-за отказа Республики Узбекистан заключать многосторонние договоры. С 2008 года заключаются только двусторонние договоры между участниками Соглашения, однако выполнять обязательства по ним становится все труднее в отсутствие многосторонних договоров.
После подписания в 2012 году Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1, в очередной раз было озвучено приглашение для третьих стран принять участие в данном проекте, в первую очередь для Казахстана и Узбекистана.
При посредничестве казахстанской стороны, 5 октября 2012 года в г. Алматы состоялась встреча на уровне вице-премьер-министров Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Узбекистан по вопросу участия в проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1. От Республики Узбекистан в обсуждении принял участие Первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р.Азимов. На встрече было принято решение об образовании четырехсторонней рабочей группы по данному вопросу, однако в дальнейшем, узбекская сторона отказалась участвовать в этих встречах.
Кыргызстан сожалеет, что отказ официального Узбекистана от конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества, непрекращающиеся публикации сомнительных доводов и предвзятые заявления, приводят к осложнению взаимоотношений наших народов, которые исторически были и будут добрыми соседями.
ЧАЛКАН
Похожие материалы по теме:
- О международных договорах Комитет Жогорку Кенеша рассмотрел проект закона «О международных договорах»....
- Совместное заявление Совместное заявление по итогам официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Кыргызскую Республику...
- Ложь Министерства финансов Коалиция гражданских инициатив по реформированию системы социальной защиты и детские правозащитные организации обвинили министерство финансов...
- ТС — решение проблем ЦА? Вхождение стран Центральной Азии в Таможенный союз решит водно-энергетические проблемы, существующие между государствами, считает Канат...
- ЗАЯВЛЕНИЕ ПОСОЛЬСТВА БЕЛАРУСИ В КР «За указанными действиями могут скрываться интересы определенных сил» ...