Общество
Троица депутатов в суде.
10 января в Первомайском суде столицы начался процесс над депутатами кыргызского парламента, призывавшими народ на площади к свержению госвласти и покушавшимися совершить государственный переворот. Речь идёт о событиях 3 октября прошлого года, когда в конце митинга по «Кумтору» толпа во главе с лидером фракции «Ата-Журт» Камчибеком Ташиевым полезла на забор Дома Правительства.
С раннего утра к зданию Первомайского суда были стянуты милицейские силы. Около сотни сторонников депутатов собрались у здания суда и выкрикивали лозунги: «Свободу Ташиеву, Мамытову, Жапарову!» В здание суда пропускали только адвокатов, гособвинение и потерпевших. Журналистам удалось проникнуть к дверям зала суда по служебным удостоверениям, однако внутрь представителей СМИ не пускали. Огромная толпа журналистов, образовавшаяся возле входа, обращалась к каждому проходящему депутату и правозащитнику, чтобы решили вопрос с присутствием прессы. Несколько десятков сторонников депутатов, затесавшихся в толпе, женщины крупного телосложения и неуёмного темпераментна, картинно вздыхали: «Словно каких-то террористов судят! Кудай всё видит! Справедливость восторжествует!» Им кстати удалось прорваться в зал раньше прессы и занять сидячие места.
Наконец судья принял решение впустить прессу. Глазам журналистов, буквально втиснувшимся в зал, предстала следующая картина: за решёткой восседали похудевшие и побледневшие депутаты в белых аккалпаках. Смиренный и спокойный вид их как-то не вязался с ажиотажем, который пришлось пережить, прорываясь в помещение. Слева от подсудимых сидели адвокаты, среди которых ярко выделялся Азимбек Бекназаров. Сразу вспомнились времена Бакиева, когда Бекназаров защищал интересы митингующих, которых судили после президентских выборов 2009 года. Сейчас он защищал интересы экс-чиновников того периода.
В центре зала расположилась группа поддержки из трёх депутатов Турсунбая Бакир уулу, Жылдызкан Жолдошевой и Каныбека Осмоналиева. Напротив адвокатов сидели четыре прокурора, которые выглядели несколько подавленными перед столь мощной защитой.
В небольшой зал набилось более 150 человек. И если учесть, что в зале было единственное окно и то законопаченное, можно представить какое кислородное голодание пережили все участники процесса.
Суд начался с установлений личности подсудимых. Кроме того, что депутаты Ташиев и Жапаров обвинялись по двум статьям «Призывы к свержению конституционного строя» и «Публичные призывы к свержению власти», присутствующие узнали что у обоих по четверо детей. А также вспомнили, что Ташиев имеет звание генерал-майора и кучу правительственных наград. У Таланта Мамытов трое детей и обвинялся он только в «Покушении на захват власти». Но если учесть, что данная статья относится к особо тяжким, то грозит троице депутатов от 12 до 20 лет лишения свободы. Еще один подсудимый, общественный деятель Кубатбек Кожоналиев также обвинялся по этим двум статьям, но он находился не за решёткой, а в зале, так как мера пресечения у него домашний арест. Три помощника Ташиева — Камчибеков К, Исаев Б. и Кадырбаев С. — все уроженцы Джалал-абадской области, кроме этих двух вышеназванных статей обвинялись в незаконном хранении оружия.
Далее последовали ходатайства по отводу судьи. Адвокат Камчыбека Ташиева Икрамидин Айткулов выразил недоверие суду и потребовал отвода председательствующего.
По его словам, судья Абдыразак Боромбаев дважды отказал в удовлетворении жалобы адвокатов о незаконности возбуждения уголовного дела в отношении лидеров «Ата-Журта». «Это указывает на то, что судья небеспристрастен и необъективен», — заключил он. Его поддержали коллеги — адвокаты остальных подсудимых. К примеру, адвокат Акин Токталиев назвал «дело в отношении депутатов криминально-политически-заказным», и потребовали отвода всего судейского состава Первомайского районного суда Бишкека.
Долго и горячо, словно с парламентской трибуны, выступал Курманбек Осмонов, который еще и потребовал изменения меры пресечения депутатам, напомнив, что парламент не давал согласия на снятие неприкосновенности с депутатов.
Жылдызкан Жолдошева также заявила, что власть данным процессом топчет не только уголовно-процессуальный кодекс, но и Конституцию.
«Согласно ст.72 Конституции Кыргызской республики, депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае совершения особо тяжкого преступления, но он не может быть изолирован от общества пока парламент не даст на это согласия. В связи с этим мы заявляем о нарушении законов Конституции со стороны Генеральной прокуратуры и судебных органов. Тем более судья Боромбаев дважды принимал незаконные решения в отношении этих подсудимых, когда речь шла об изменении меры пресечения. В связи с этим адвокаты правильно выразили недоверие этому судье, так как он показал пристрастность и я бы сказала неграмотность»,- заявила Жолдлшева.
Что касается самого процесса, то депутат Жолдошева заявила, что за процессом следит вся мировая общественность, так как незаконно судят вице-спикера кыргызского парламента и лидеров крупнейшей партии «Ата-Журт».
Судья Боромбаев выслушав доводы защиты принял решение удовлетворить ходатайства адвокатов по отводу судьи. Кто будет вести процесс, решит председатель Первомайского суда в ближайшие дни.
Тем временем депутаты-атажуртовцы продолжают настаивать на том, что это политический процесс.
«Забор Дома Правительства не является объектом госохраны и объектом власти. Наши партийцы не вошли в Дом Правительства, не удерживали власть силовым захватом. Поэтому власть этим незаконным судом сама ведёт к дестабилизации. Власть сама провоцирует очередной госпереворот. Что власть посеет, то и получит»,- заявила депутат Жолдошева в интервью «Чалкану».
О ходе процесса мы продолжим следить и информировать наших читателей.
Аида Тастанова.
Фото Абылай Саралаев.
Похожие материалы по теме:
- В Верховном Суде прекращено надзорное производство по С.Жапарову Постановлением Первомайского райсуда г.Бишкек от 5 октября 2012 года в отношении Жапарова Садыра Нургожоевича, обвиняемого...
- Бакыт Торобаев возмущен обвинениями главы ГСИН в адрес депутатов Вице-спикер ЖК Бакыт Торобаев раскритиковал председателя ГСИН Шейшенбека Байзакова, и заявил о том, что он...
- Фемида в действии Судебное разбирательство по убийству Медета Садыркулова и еще двух человек будет проходить за закрытыми дверями....
- Маленькая победа Тюлеева Адвокаты депутата ЖК добились отвода судьи. ...
- Тюлеева оставили в СИЗО Возможно еще на 14 дней. ...
Да…. три дня без чучука лучшая диета
Joldosheva — ujasno nedalekaya, eto esli myagko skazat!
«Забор Дома Правительства не является объектом госохраны и объектом власти. Наши партийцы не вошли в Дом Правительства, не удерживали власть силовым захватом».
Takoe mog skazat tolko chelovek kotoriy hvataetsa za solominku. Zabor doma pravitelstva yavlaetsa kak minimum ograjdeniem mejdu vlastyu i vsemi drugimi. I on dla togo i stoit chtobi luboy komu v golovu udarit mocha ne stal shimitsa k domu pravitelstva. I ne uderjivali eti dalbichi vlast silovim metodom i ne zashli v dom pravitelstva tolko iz-za togo chto ih ostanovili. A tak u nih na rojah i v ih vozglosah vse ponatno bilo chto oni hotat i sdelali bi esli bi im ne pomeshali.