Колумнисты
Кража невесты – это не традиция, а форма изнасилования
Сегодня кыз-алакачуу ошибочно многими трактуется как «традиция» этнических кыргызов. Однако это ничто иное, как разновидность современного насилия над девушками и женщинами, удобная только тем, кто его оправдывает или предпочитает ее не замечать – большинство мужского населения страны, некоторые женщины, политики и правоохранительные органы.
По разным данным в Кыргызстане каждый день крадут до 32 девушек. Почти половина из них подвергаются изнасилованию в течении нескольких часов.
Крадут и насилуют каждый день, в каждом уголке страны. По частоте эта форма изнасилования разве что уступает числу голов украденного скота. Но в отличии от украденных баранов и коров, жертвы кыз-алакачуу — чьи-то дочери и будущие матери, за которых в 21-м веке не готово постоять ни государство, ни общество.
Есть единичные случаи, когда украденную девушку спасают ее родители или близкий человек. Есть случаи, когда брак, изначально основанный на краже, перерастает в годы благополучной семьи. Но есть и случаи самоубийств, которые все чаще вызывают резонанс в обществе.
Однако в большинстве своем, кыз-алакачуу – это обыденное преступление, плодящее униженных и несчастных женщин, которые становятся частью такой же подавленной от этой же самой «традиции» нации. Такие женщины растят детей, зачатых насилием — в семье, где ее считают вещью.
Похищенные девушки уже не в силах вернуть себе возможность выбора будущего мужа, выбора между учебой и работой, между замужеством и жизнью в родительском доме. Похищенные девушки вынуждены искать счастье с растоптанным достоинством — между смирением и самоубийством.
Те, кто оправдывает эту практику, обычно приводят простые аргументы – девушки сами рады быть украденными в невесты, многие браки заканчиваются счастьем и это «традиция».
Женщины, как и мужчины, действительно опасаются одиночества. Но, как сказал один мой знакомый, кыз-урдоо – чаще поступок именно того мужчины, который сам боится оказаться одиноким, не суметь влюбить в себя другого человека и быть осужденным обществом.
Те, кто утверждает, что это «традиция», которую своевременно хотят вернуть после 70 лет советского режима, забывают один важный момент. А именно, что годы советской уравниловки полностью изменили социальное расслоение и образ жизни этнических кыргызов.
Поэтому «традиция» век назад и «традиция» сегодня – разные явления.
Традиция сегодня – это брак, построенный на эмоциональных чувствах как мужчины, так и женщины. Традиция – это встречаться с девушкой, чтобы получше узнать друг друга. Традиция – это набраться храбрости и признаться в любви. Традиция – иметь возможность выбрать достойного человека. ЭТО и есть традиция. То, что было принято век назад уже больше не традиция – это история. И невозможно просто так взять и вернуть досоветские обычаи в организм, который был деформирован в течении нескольких поколений.
А кража женщины в целях принудительного брака – это по современным понятиям и по международному праву – преступление. Согласно ООН, кыз-алакачуу приравнивается к траффику людей и одной из форм рабства.
Эту разновидность преступления над девушкам в Кыргызстане можно разве что сравнить с «женским обрезанием» в странах Северной Африки. Принцип один и тот же – у женщины крадут право на выбор через применение насилия. Она вещь, которой распоряжается общество – люди сильнее ее физически и по социальному статусу.
Но есть надежда…
Примите «законопроект 155»!
Благодаря отважной инициативе депутата от партии «Ар-Намыс» Айнуру Алтыбаевой, 15 ноября, Жогорку кенеш в третьем чтении рассмотрит законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики», ужесточающий наказание за кражу женщин для вступления в брак. Уже нашлись 63 депутата, одобрившие законопроект по статье УК 155 во втором чтении.
Но есть и депутаты, готовые оправдать эту форму насилия над человеком. Один из депутатов даже сказал, что ужесточение наказания за кражу женщин приведет «к недовольству многих молодых людей». Видимо, он забывает, что при том, как обстоят дела в стране, его собственные дочери могут оказаться жертвами тех же самых «недовольных молодых людей». Каковы его действия будут в таком случае?
«Законопроект 155» – это первый шаг к предотвращению насилия над женщинами, которых принуждают к браку. За ним следует изменение культурной среды в Кыргызстане – этап который будет гораздо более сложным, чем процесс принятия закона.
- Закон должен исполнятся правоохранительными органами и судебными инстанциями.
- Девушки должны иметь гарантию того, что правоохранительные органы встанут в ее в защиту.
- Семьи и общество должны принимать и защищать девушек, которых подвергли насилию.
- Молодые люди должны получать воспитание как в семье, так и в общественных местах, знать о том, что насилие над девушкой уголовно наказуемо.
- Молодежь в целом должна научиться строить отношения до вступления в брак.
У депутатов есть возможность дать понять всему населению страны, что кыз-качуу – это наказуемое преступление и нет разницы кто жертва кражи – женщина или мужчина. У каждого человека должно быть равное право на защиту от принуждений и насилия, и право на выбор собственного пути в жизни.
Уважаемые депутаты ЖК, примите законопроект и заручитесь за его исполнение!
Эрика Марат
Похожие материалы по теме:
- Законопроект против изнасилования Законопроект, направленный на ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности, направлен на доработку....
- «Золотая» кража Кыргызстанец пытался похитить золото на 1 миллион сомов. ...
- Стросс-Кан отдыхает… Нурлан Мотуев угрожает девушке, обвинившей его в изнасиловании, а адвокаты потерпевшей просят изолировать его от...
- Некоторые депутаты-мужчины против ЖК рассмотрел законопроект, ужесточающий ответственность за похищение девушек с целью вступления в брак. ...
- В поисках милосердия ....
Согласен со статьей кроме 1 пункта:депутат против ужесточения как раз потому что знает, что его дочь никто не похитит, дочерей богачей и депутатов, власть имущих никто не похищает,они женят и выдают замуж своих детей за людей равного положения. Похищают девушек из простых семей, поэтому эта проблема никого не волнует. Уверенные в себе люди никогда не оставят свою дочь в чужой семье. Как вообще можно поддерживать отношения с людьми к которым чувствуешь злость и омерзение за то что они силой, руганью, запугиванием заставили твою дочь согласится стать женой их сына, а молчаливом присутствии при изнасиловании я вообще молчу. С похищением могут смириться только девушки которым все равно за кого замуж, лишь бы выскочить (у всех девушек бывает такой период)
Если девушку уже изнасиловали она вынуждена остаться с парнем, который ее украл. Но в периферии мышление кардинально отличается от городского: традиционно принято считать, что если девушка провела хоть одну ночь (возможно она и не теряла свою девственность), то ее в жены брать не будут, и надо учитывать и экономические факторы — как обычно на селе семьи многодетные и семья готова и рада, что девушка выходит замуж — избавиться от лишнего рта.
Никогда до этой статьи не задумывалась, что это форма изнасилования. И во всей красе представила тот ужас, который испытывают девушки насильно увезенные и похищенные. Однозначно надо поддержать статью по ужесточению в УК.
Да согласен что социализм молчал на счёт этой тродиции, да согласен что это тродиция придуманно людьми. Но та традиция которая молодёж начинает привыкать, традиция запада,Я лично не хочу чтобы крали мою доч,но и не хочу чтобы моя доч принимала традицию капитализма каторая учит безстыдству.Многие родители прывкшие к этой тродиции позволяют своим дочерям остоватся на едине, результат их доч или будущая знаха беременна
Это пишет девушка за 30 ни кола, ни двора, ни мужа, ни детей. Даже нет близких подружек.
Что она понимает о традициях кыргызского народа??? Да ничего!!! Она живет там, где ей сыто и тепло. Для нее чужды традиции, история, родина. Как говорил великий Ч. Айтматов «МАНКУРТ», которая потерялась в этом мире. Мне искренне жаль вас.
http://twikg.wordpress.com/2011/04/21/98/
Ник: @ericamarat_ru
Имя: Эрика Марат
Род деятельности: Политология
Возраст: 30
Место рождения: г.Бишкек
Место проживания: г.Вашингтон, США
Меня Америка устраивает во всем. Я люблю эту страну, как любят ее
многие свежие эммигранты. Иногда я хочу вколоть американский флаг в
землю около дома и поднимать его по праздникам. Но мой друг,
калифорниец, который, как и многие американцы, особо не знает о своих
корнях (то ли ирландец, то ли немец…) категорически против этого. Для
него Америка это страна, где он платит налоги и где живут глупые
политики.
Чего мне тут не хватает? Сложно сказать. У меня тут живут родители и
братишки, любимый человек, близкие друзья и карьера. Ну раз @abakiroff меня
озадачил, то делюсь следующим:
1. Больше всего мне тут не хватает recycling – жутко думать о том,
сколько мусора каждый день оставляет за собой средний американец. Но у
многих часто нет выбора – кофе наливают в бумажные стаканы, бутерброды
заворачивают в пластик. И все это сопровождается кучами всяких
мешочков и пластмассовых коробочек, средняя продолжительность жизни
которых полчаса. Сложно найти кафе, где кофе подавали бы в стеклянной
посуде; сложно найти место, куда можно выкинуть на переработку пустые
бутылки… И этого мне действительно здесь не хватает.
2. Не хватает американской подружки. Несмотря на то, что разделяю
жизнь с американцем, настоящих друзей среди местных у меня нет. Не
получается найти подружку, хоть тресни. Очень пыталась! Везде: на
работе, в кафе, в аэропортах, среди друзей своего парня… Ни с кем не
скрепляются отношения. Видимо любой ассимиляции есть предел, и я свой
потолок четко нащупала. Чтобы я делала без своей Виктории из Питера!
3. Не хватает неформальной политики в повседневной жизни. Иногда
хочется договориться о чем-нибудь (например, с врачом) или даже
поторговаться (например, с таксистом), вместо того, чтобы платит по
счетам, заполнять бесконечные документы и рассылать бумажки. Речь не
идет о взятках или всякой криминальной деятельности. Просто иногда
охота обойти эту [признаюсь, эффективную] бюрократию.
4. Иссык-Куль. Не буду повторяться, но ИК сидит глубоко в нашем
подсознании и никакие океаны и речки его место не займут.
5. Иногда не хватает Бишкека. Но у меня с ним сложные отношения.
Родной город, в котором иногда слишком тесно, но где чувствуешь себя
дома. Не могу находиться там долго, но и не навещать его хотя бы раз
в год тоже невмоготу.
Мырза, если автор находится за пределами страны, то совершенно необязательно, что он/она потерял/а связь с исторической родиной. В то же время факт нахождения, так сказать, «присутствия» в стране нисколько не говорит о патриотичности человека, его любви к народу и понимании его традиций и ценностей. Я даже скажу больше, именно будучи за пределами страны, когда на собственном опыте испытываешь, чувствуешь и вникаешь в разницу в ценностях и отношениях, можно понять истинную важность того или иного социального явления. Вы считаете похищение человека — это исконно кыргызская традиция? Позвольте спросить, а что вы понимаете в традициях кыргызского народа? Автор имеет полное право на варажение собственного мнения, даже если ей за 30, у нее нет штампа в паспорте и она проживает за границей, где, смею заметить, «не все маслом обмазано». Порою за границей сложнее, чем на радине. И вообще, немного попахивает завистью с вашей стороны, а это не есть хорошо.
Айжан, я полностью с вами согласна. Думаю, что Мырза питает видимо личную антипатию к автору, которая заслуживает по праву уважение. Я горжусь, что у меня есть такие земляки.
отлично и искренне написано! Браво, Эрика!!!
вы ее только пропиарили.
Я только недавно поняла, что все что есть про секс большинство мужчин — кыргызыов уверены, что принадлежит только им!
Они только выбирают невевт или крадут их, , затем они насилуют жен, домогаются к коллегам женщинам, знакомым,затем ищут молодых любовниц и т.д.
Они могут запрещать говорить даже или смотреть документальные фильмы о сексе, они могут диктовать дресс код и др.
Я поняла источник насилия и конфликтов в доме, на работе, в обществе- мужчины-приватизировавшие сами наши права…
И потакают им неграмотные женщины, котрые содействуют насилию в отношении женщин, выкрадывая шанс на развитие культуры взаиммоотношений между мужчинами и женщинами…растят детей без уважения к самим себе…
Разве может нация претендовать на развитие общества, если еще даже не выстроены цивилизованное понятие о взамоотношениях. Дикость вокруг…
Я хочу написать Мырзе: Уважаемый, непонятен ваш посыл, я прочитала с большим интересом про автора -Эрику Марат (спасибо вам, Мырза), я не знала кто и что она, но меня она взяла своей искренностью. Человек такой, каков он есть, она — честный человек, и мне приятно, что у нас есть такие кыргызстанцы, достойно представляющие нашу страну — образованные и интеллектуальные. А теперь по статье — впервые ощутила весь ужас за тех девушек, кого умыкают и насилуют и горечь неудавшихся девичьих надежд, есть среди них и счастливые надеюсь, но в целом эта статья заставила меня впервые задуматься, что это форма (неформально легализованная в виде традиции) изнасилования. Как может девушка быть счастливой и начинать семейную жизнь с того, что вынуждена подвергнуться физическому насилию со стороны мужчины, которого она не знает или он ей противен. и это происходит у ас в 21м веке. И депутаты неподдерживающие ст155 — показатель духовного сотояния общества. Остается только скорбеть в случае, если статья не поддержана.
скажите что со статьей? поддержали или нет?
Как-то прислали мне «кабар-суйюнчу» от родственников из села, которые очень плохо жили, бедно и поэтому их сын не мог жениться в 18-20 лет. Позже он за счет «мал-сал» встал на ноги, но невест в селе уже не было. Стал искать с друзьями невесту, и вот в каком-то кафе познакомился, уговорил ее выйти замуж и что-бы по-быстрей и по легче решили кыз-алакачуу. Он ее привез, она по брыкалась немного и вроде «отуруп калды». Радостная родня к ее родне с подарками и деньгами. Вся деревня гуляет. мы городская родня приехали скинулись и т.д…. Но через несколько дней невеста уехала. Оказывается есть категория таких «девушек», которые соглашаются на кыз-алакачуу, что бы скрыть годы разгульной жизни, их версия: насильно увезли, но я убежала, или поправить немого материальное положение семьи. Вот такие пироги могут быть.
даа….Ваш родственник бедняга как потом? женился?
Один раз смотрела фильм снятый американцами про эту традицию. Там была сцена парень с родственниками сидел около филфака (потому что жене посоветовала, сказав что там много девушек и что все они айыльские особо выпендриваться не будут)и выбирал среди проходящих девушек себе невесту. То есть собирался там же украсть. И вот он сидит там и рассуждает: проходит одна он говорит у нее ноги кривые, проходит другая у той с ушами что то не то. Третья идет он смеется говорит, что она на борца похожа и тут рядом сидящая родственница выдает:Тебе какая разница? Ты что с ней на борцовских матах будешь драться? Типа вот она сильная наоборот хорошо за скотом смотреть легче будет..Это еще меня тогда возмутило. Сидит какое то быдло, выбирает себе жену как вещь на базаре и еще смеет оценивать их физические данные!! Те которые защищают эту традицию вы представьте себе картину,что вас вот так на улице выбрали как товар, насильно затолкали в машину, отвезли в какой то незнакомый двор, ночью пьяный мужик вас изнасиловал в грубой форме и еще вас заставили остаться в этом ненавистном доме навсегда. То есть вы оставлены на вечное рабство в этой семье. Принцип стерпится слюбится вряд ли сработает,когда семейная жизнь начинается с такого ужаса. Это не традиция, это позор для мужчины. Потому что этим он признает что он не в состоянии понравиться девушке так, не в состоянии своими чувствами,отношениями довести девушку до такого состоянии, что она сама будет умолять о свадьбе :). Отдельное наказание нужно наверно придумать для родителей, которые оставляют своих дочерей несмотря на их протест. Какая разница, что будут говорить соседи, родственники до хоть весь мир. Разве стоит эти пересуды слез и страданий дочери? Особенно убивает то, что когда женская родня жениха уговаривает невесту остаться типа все мы так пришли и остались, ты чем особенная приживешься. Это что женская месть? или зависть? Когда еще какая нибудь старуха уляжется на пороге со словами перейдешь меня и уйдешь, я тебя и твой род прокляну. Что это?? Да лучше сделать один шаг и перешагнуть через такого человека, чем всю жизнь страдать. Мне кажется надо соединить все статьи ( похищение, изнасилование, удержание против силы) как раз лет 20 в тюрьме точно получится.
Тууптура айтасыз, Айка айым.
Согласна с каждым словом.
Etot je film pokazali nedavno v universitete Bonn, Germany. Ya v shoke vyla ot prosmotra. Kogda sprosili, pochemu on sobiraetsya jenitsya i est li u nego chuvstvo, jenih skazal, im nujna jena, chto by korov doila i domashnimi delami zanimalas O_o.
короче им нужна рабочая скотина, чтобы смотреть за другой рабочей скотиной. МОЛОДЦЫ!
Если до такого абсурда дошло, что такие противозаконные действия списываются на традиции то признайте за женщинами такое же право.Давайте тоже создадим новую традицию, такую как кражу мужиков. И еще рассматривали же закон о многоженстве. Может женщины тоже хотят в качестве мужа какого то мужчину, (или нескольких) пусть вместе с родственниками украдет его оденет ак калпак и пусть он сидит, а если уйдет пусть его тоже осуждает общество раз на то пошло. Тогда сразу нужно одного политика, бизнесмена, тренера по фитнесу и еще какого нибудь творческого мужчину для души красть :)))))
Вы знаете, родственники рассказывали, что у них был случай, когда даже уже замужнюю молодую женщину умыкнули в соседнее село, ребята которые ее воровали даже не сулшали, когда она им кричала, доказывала, а потом когда довезли бабки разобрадись, так она потом сама добиралась с соседнего села к себе. Даже не подвезли. Такие у нас «джигиты».
как я понял — ст155 не поддержали, Эрика? или Чалкан? ответьте кто-нибудь?
Это была нашей традицией, но ее сейчас не так используют, раньше крали по моему когда девушка была согласна а родители нет, и тогда парень крал девушку, а сейчас крадут не спрашивая согласия девушки. Когда-то мою любимую тоже украл один урод, я сейчас женат на другой, но я все время возвращаюсь к той мысли что еслибы мы были вместе то я думаю мы были бы счастливы. И я один раз в своей жизни был так зол что я кыргыз. И стех пор мне это традиция противна. Это неуверенные в себе парни хотя их трудно назвать этим словом, похищают девушек. И спомощью своей родни усаживают ее, проклиная если она уйдет. Раньше такое было только в селах, а теперь в городах это обычное явление. Потому что у нас нету закона по которому могли бы строго судить этих крадунов и мороки больше будет когда с ними судишься, родственники оклеветают бедную девушку.
Уважаемая Эрика я искренне поддерживая Ваше мнение «кража невесты»-дикая нечестная традиция. Но по поводу «не довольных людей» не считаете ли Вы, что при принятии данного закона все таки найдутся умные люди, которые найдут лазейку и воспользуются ей в свою угоду, та же самая не важно девушка или мужчина путем обмана придет в дом к потенциальной жертве и на следующий день, напишет заявление. Ведь Вы же сами понимаете капиталистические отношения могут привезти к разным последствиям. как быть в такой ситуации опять таки закон не доработан.