Фоторепортаж
«Где же истина…»
О выставке Олега Яхнина.
В эти дни в Национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева проходит выставка известного российского художника из Санкт-Петербурга Олега Яхнина, под названием «Где же истина…». На выставке, которая продлится до 16 сентября, представлены живописные работы и около семидесяти офортов, большинство из которых – это экслибрисы.
Выставка привлекает своей цельностью и высоким профессиональным уровнем произведений. Известно, что О.Яхнин – прекрасный иллюстратор, вышло 50 книг с его работами. Редкая в наше время форма графики-экслибрис, напоминает нам о важности книги в наш технократический век.
Манера О.Яхнина узнается сразу. Еще в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), в 80- е годы Яхнин выполнил блестящие листы из графического цикла «Двенадцать сонетов к Марии Стюарт» к стихам И.Бродского. Ощутимо, что книга для художника является неоспоримой ценностью, и он прекрасно знает литературу, проникновенно дополняя ее своей книжной графикой. Что-то неуловимо петербургское сквозит в графической манере художника, а именно — наследие замечательной дореволюционной журнальной и книжной графики художественного объединения «Мир искусства». В то же время, плотно скомпонованные листы мастера, в которых практически нет пустого пространства, близки почерку еще одного гениального художника – Павла Филонова. Фантасмагория воображаемых образов в каждой работе О.Яхнина – это дань собственной творческой эманации, прочувствованности темы. Библейские персонажи («Адам и Ева»), соседствуют в работах художника с героями восточной мифологии, фольклора — лешими и кикиморами, с существами странных, забытых сказок или сновидений.
Словно сновидение, в одну из белых ночей Санкт-Петербурга, явился Святой Георгий в работе О.Яхнина. Здесь он не покровитель Москвы, а страж и воин северной столицы. Не случайно всадник изображен на одной из набережных канала, может – Екатерининского, а за ним – высятся все знаменитые храмы города – Никольский и Исаакиевский соборы, церковь Спас на крови, а также знаменитый сфинкс. «Святой Георгий» — это многокрасочная стилизация под древнерусскую икону, но с иным символическим подтекстом.
Большие живописные полотна О.Яхнина связаны с Прибалтикой, с туманами и болотами, холодными водами Балтики. Вот покосившиеся амбары и заборы рыбацкой деревушки. Заброшенность и одиночество сквозит в холодном колорите картины, в тщательной прорисовке нехитрой, старой утвари («Тень рыбака», «Деревенский хутор»).
Не случайно название выставки, выбранное художником – «Где же истина…». Здесь вспоминается знаменитое пилатовское «Что есть истина?». Художник, как истинный творец, знает истину, но, может, именно сейчас она для него скрыта. И он, да и мы все, находимся в ее поисках.
Елена Воронина
Фото автора
Похожие материалы по теме:
- «Нева» у берегов Кыргызстана Бишкек и Санкт-Петербург станут городами - побратимами. ...
- Самый удаленный в мире населенный остров Тристан-да-Кунья Это имя целого архипелага, расположенного в южной части Атлантического океана. Архипелаг входит в состав британской...
- Образные миры Шкурпела В выставочном зале Союза художников «Дубовый парк» им. С.А.Чуйкова 3 мая 2012 года открылась персональная...
Блестяще написано!