Общество
Мораль кыргызов – это институт «уятов»
Продолжение беседы с политологом Марсом Сариевым о вопросах современного кыргызского общества.
- У нас есть еще такая прослойка как чала-кыргызы или как их презрительно называют «киргизы». Произошла ли их интеграция в кыргызское общество или они остаются обособленно?
- Люди, родившиеся и выросшие в смешанных семьях, и даже те, кто вырос в Бишкеке, такие как я или вы, у которых с кыргызским языком проблемы, тоже сталкиваются с большими трудностями в интеграции в традиционное кыргызское общество. Взять, к примеру, кыргызскоязычные и русскоязычные СМИ. Чем они отличаются? В кыргызскоязычных СМИ аналитика и новости воспринимаются как сплетни, «ушак». То есть, аналитикой там и не пахнет, потому что аналитическое, методологическое мышление имеет европейские корни, это греческая философия, мысль, развитая в Европе. В этом плане есть опасность, что кыргызы могут вариться в этом «ушаке», потому что у кыргызов как нации и до революции, и сейчас доминирует несозидательный подход к реальности. Кыргызы в основном отслеживают через «ушак», через информационную сеть новости о том, кто из политиков «поднимается», чтобы потом пристроиться вагончиком к нему. Поэтому «ушак» важен, как структура мышления, которая позволяет отслеживать ситуацию, так сказать, зондировать ситуацию. Это психология приспособления. Кыргызы должны это ломать и переходить к психологии созидания. А созидание может произойти тогда, когда человек начинает анализировать широкий спектр проблем, работать с процессами в мировом масштабе, а не только отслеживать куда какие кланы пристроились, и кто что приватизировал, и как в эту конфигурацию встроиться. И это могут обеспечить именно чала-кыргызы, которые одной ногой стоят в европейской культуре, а другой — в кыргызской. Потому что европейцы, которые здесь родились и живут, всё равно не могут полностью синтезировать кыргызскую культуру и отражать эти процессы, потому что они европейцы, у них мозг по другому устроен, там совершенно другая парадигма, совершенно другие идеологемы, которые сидят в них веками, это 10 заповедей Христа, христианская мораль. У кыргызов нет таких заповедей, у кыргызов есть институт «уятов». (Уят – стыд). Вот мне стыдно перед моими соплеменниками, а в остальном хоть трава не расти. Поэтому это создаёт проблему у представителей других национальностей, в их восприятии кыргызы – это беспредельщики, у которых нет никаких моральных критериев. А у кыргызов совсем другая структура – это институт «уятов», институт стыда.
- Тогда такой момент хочу отметить, много жесткой критики, и обоснованной, звучит в адрес некоторых действий нынешней власти, но я как говорится мозжечком понимаю, почему власть поступила именно так, лавируя между родо-племенными интересами и той же философией «уятов». Думаю, что именно в таких условиях у нас и затормозился суд по событиям 7 апреля. С точки зрения юриспруденции процесс должен проходить совершенно иначе, нежели чем с точки зрения кыргызской морали «адата». То есть умом я понимаю, что так не должно быть, но внутри я допускаю эту ситуацию. Как можно выйти из этого тупика?
- В последнее время часто говорят о проискaх третьих сил, внешних игроков и т.д. Но был один феномен, когда внешние игроки были выключены. Это когда шли выборы в парламент. Вот тогда состоялся консенсус внутриэлитный, который выключил все европейские схемы, всю европейскую логику, и таким образом состоялся баланс интересов между севером и югом, и произошли с точки зрения европейцев совершенно безумные вещи, такие как альянс «Ата-Журта» с социал-демократами. Тогда были спутаны карты внешних игроков, которые хотели играть на противоречиях север-юг. То же самое с Мырзакматовым произошло. Хотя с точки зрения европейцев мы с ним должны были поступить как с Радко Младичем словаки. Они решили поступить как европейцы, польстившись на обещания о вступлении в Евросоюз, за сдачу Радко Младича. А надо учесть, что он принимал решения в состоянии войны. И что? С юридической точки зрения там бардак продолжается, потому что европейская юриспруденция создаёт лазейки для внешних игроков. Я считаю, что в Средней Азии нельзя напролом использовать римское право под кальку, потому что оно не ложится на ту ткань общества, в которой мы живём. Горожане подходят к ситуации с европейским лекалом, а президенту надо учитывать сознание сельского населения, систему «адатов», институт «уятов», и синтезировать всё это в какое-то оптимальное решение. Это очень сложная проблема. Мы осмысляем это и пытаемся сбалансировать, и найти выход. Выход, это перейти на конструктивное мышление и участвовать в дискуссионных площадках.
- Многие эксперты и конфликтологи отмечают абсолютноe неприятие чужого мнения в обществе. Это тоже постстрессовый синдром после двух революций и межнациональной трагедии?
- Это, во-первых, стрессовый синдром. А во-вторых, изъян в мышлении, система двоичного мышления, черное и белое, плохое и хорошее. Надо структурировать, расширять сознание. Перестать делить людей на друзей и врагов, на плохое и хорошее, а пытаться смотреть на ситуацию шире. Даже было бы полезнее посмотреть вне каких-то ценностных категорий.
- Каков рецепт избавления от этого неприятия чужого мнения?
- Участие в дискуссионных площадках, и у людей будут открываться новые горизонты. Не надо замыкаться только на своих убеждениях. Помните римского консула, который всегда начинал свои речи с одной фразы «Карфаген должен быть разрушен». Это деструктивная позиция. И с этой позиции надо перейти в конструктiв. К примеру, мыслить так: «Хорошо, я здесь живу, меня не принимают, мне плохо. Рост карьерный невозможен из-за таких препонов, как принадлежность к нетитульной нации. Тогда надо найти другие площадки, другие точки роста». У нас в Кыргызстане очень много незаполненных ниш, у нас не Узбекистан, и не Таджикистан. Русскоязычное население у нас живёт в параллельном мире, и, слава Богу, спокойно, комфортно живёт. Но они должны работать с этим материалом, с этой средой, в которой живут. К примеру, когда Царская Россия сюда входила, они изучали кыргызский язык, кыргызскую ментальность.И сейчас те представители других национальностей, которые знают кыргызский язык, «на ура» воспринимаются обществом. Та же певица Руцкая, тот же Бобков, или те же русские телеведущие, которые говорят на чистейшем кыргызском. Они сразу же занимают в стране колоссальный статус. Можно отсюда убежать, но все свои проблемы они с собой увезут. И там где-нибудь в Подмосковье найдутся другие враги, которые также будут мешают им жить, те же скинхеды или коренные жители, которые будут говорит «Понаехали». Так что от себя не убежать, и надо работать над собой здесь и сейчас.
- Как вы думаете, в целом население страны стало менее патриотичным?
- Я думаю, это неправильное мнение. Мне кажется, что, наоборот, население становится более патриотичным. И сейчас даже те вещи, которые делает Атамбаев, они ложатся на благодатную почву. Я знаю много примеров, когда представители русскоязычного населения, уехав в Россию, и, не сумев интегрироваться там, вернулись. И продолжают строить свою жизнь здесь. Или другой пример, когда дети интеллектуальной элиты, которые получили хорошее зарубежное образование и даже состоялись в других странах, возвращаются и работают здесь, та же Ширин Айтматова, Чингиз Шамшиев. Они могли бы спокойно жить и работать на западе, но они возвращаются, и работают, хотя идёт вал критики в их адрес. И таких людей много, которые готовы вернуться.
- Есть мнение, что в Кыргызстане уже не осталось интеллигенции, она вся заграницей. Как вы думаете, это правда и кого можно причислить к кыргызстанской интеллигенции?
- Интеллигенция, я считаю, несёт некую моральную ответственность за нацию, за страну. Те, кто уехал по разным причинам, они должны были нести бремя моральной ответственности за народ, потому что интеллигенция — это голова, мозг народа. И если они уехали, то они не являются интеллигенцией. Они интеллектуалы, которые искали тёплое место, думали о том, чтобы им и их семье было хорошо. А интеллигенция осталась, она не может бросить народ. Бывает единичные случаи, когда люди ломаются и уезжают. Но в целом, истинные интеллигенты, так называемый цвет нации, осознают, что несут ответственность за эту землю, за эту страну и народ.
- Вы считаете, что у них должно быть мужество жить здесь? Но ведь у нас много интеллектуалов, великолепно образованных, которые не уехали, но они молча наблюдают за тем, что происходят. Ничего не говорят, ничего не советуют, никого не осуждают и не поддерживают. Это нормальная позиция?
- Интеллигенция не молчит, ей всегда есть что сказать, она действует. Возьмите, к примеру, хирурга Акрамова, он и людей лечит, и проводит вечера классической музыки. И другая творческая, техническая интеллигенция собирается на своём поле, но они не лезут в политику. Потому что политика в Кыргызстане превратилась в вотчину клановых разборок. Есть мнение, и оно правильное, что порядочному человеку в политике делать нечего. Поэтому творческая, техническая, медицинская интеллигенция чётко выполняeт своё дело, мужественно лечит, спасает людей, развивает культуру. Другое дело, что политической интеллигенции у нас практически ещё не сложилась. Нет в политическом плане совести нации, эту роль выполняла когда-то та же гуманитарная культурная интеллигенция, такие величины как Чингиз Айтматов, Дооронбек Садырбаев. На самом деле нашу политику подмяли прагматические интересы кланов в нескончаемой борьбе за ресурс. И очень хорошо, что в этой борьбе кланов появилась Роза Отунбаева, которая просто и честно сдала свой пост. Появился Атамбаев, который пытается сшить эти интересы кланов, чтобы они отражали общенациональные интересы, а не интересы региональных элит. Я думаю, что лидеры кланов тоже переживают генезис, развиваются, и рано или поздно дорастут до уровня национальной политической элиты.
- Многие кыргызстанцы считают, что после 7 апреля ничего хорошего не произошло. Всё только ухудшилось. А вы как думаете?
- Мне кажется, что чувство пораженчества уменьшилось. Потому что хотя бы провозглашена борьба с коррупцией. Да, всё идёт туго, коррупция очень сильно срастается с ментальностью, с этими родо-племенными, клановыми отношениями, и с этим монстром бороться очень туго. Но как-то легче стало дышаться, депрессия постепенно уходит. Самое главное, что наша элита начинает понимать, что, даже убежав с чемоданом денег отсюда, они не будут счастливы на чужбине, их там ждёт незавидная участь. Если бы не было 7 апреля, то пошла бы стычка кланов поaфганскому сценарию. Вспомните то время, рефлексии интеллигенции уже не чувствовалось и уже действительно все начали паковать чемоданы. Да, убивали бы дальше журналистов, неугодных политиков, депутатов. Доминирующему клану удалось посеять страх в обществе. А потом бы произошла жёсткая схлестка кланов, банда на банду.
- А сейчас разве нет такой опасности?
- Думаю, нет. Потому что обратная связь появилась. Сейчас власть очень чутко отслеживает сигналы снизу, в том числе и из прессы.
- Что отрицательного вы бы назвали?
- Не работают социальные лифты. Не создаются инкубаторы молодых кадров, которых бы более интенсивно структурировали во власть. У населения сохраняется сомнение, что власть по-настоящему борется с коррупцией. Нет перелома в сознании народа. Всё зависит от руководителей. И задача властей, чтобы они добились такой ситуации, когда маленький человек сможет защитить свои права законным способом, юридически, не прибегая к всесильным родственникам, не прибегая к клану.
Беседу вела Лейла Саралаева.
Похожие материалы по теме:
- Борьбу с коррупцией власти должны начать с себя Лидер Партии застройщиков Кубанычбек Исабеков дал оценку антикоррупционной политике правительства....
- Мононация — это тупиковый путь Основная часть, которая пишет гадости о Кыргызстане и просто злобствует, они уже сидят на чемоданах...
Марс, сиз кимдин алдына жатып алып суйлоп жатасыз, канча толоду. Сиз «киргиз» да эмессиз, сиз «манкуртсуз», киргиздерди озунузго кошпой эле коюнуз.
Согласна с вами. Как можно такую пошлость выложитьв СМИ и обозвать себя экпертом, политологом. Человек, который не владеет свои родным языком, свой культурой, похож на пустой сосуд.Марс вы пустого сосуда с пронившим дном, у вас и желания понять отсуствует, вы гордитесь что вы пустой сосуд… Чала кыргыз т.е. пустой сосуд с дыркой на дне не может быть мостом между цивилизациями, так как он свою полностью не знает, и чужую не почувствует.
Марс не то что не понял, он извратил из за своей бездарности
Очень граммотная беседа. Слава богу, что есть еще в нашем обществе граммотные и нтеллигентные люди, которые не дают, время от времени, совсем разочароваться в своем народе.
Цитата: «Сейчас власть очень чутко отслеживает сигналы снизу, в том числе и из прессы.»
Ощущение, что МАрс Сариев живет на Марсе! =)))))
Честно говоря, «киргизы» думают что они продвинутые, чем кыргызы и даже по видимому гордятся, как М.Сариев. Как отметил М.Сариев чала кыргызы могут анализировать широкий спектр проблем, работать с процессами в мировом масштабе, а кыргызы этого не могут. Я не согласен с этим мнением, потому что тот же Ч. Айтматов и Д.Садырбаев, как приводить пример сам М.Сариев, они выходцы из глубинки и они были как раз таки кыргызами. Чала кыргызов в народе называют их, как людей «не рыба, не мясо», болтаются где между…, наверно так и есть. Как бы М. Сариев не дискриминировал кыргызов, все умные и патриоты являются выходцами из периферии Кыргызстана. «Киргизы» думают что они умнее, чем кыргызы, это ошибочное мнение, поскольку они не воспринимают свой собственный язык в серьез и брезгуют им, это явно антипариотично. Они считают, что если говорят по русски, значит они лучше и выше, что они легко интегрируются в Европейское сообщество (ЕС), что ЕС это высшая культура, да, вот таким образом, они отдаляются и отдалились от своих корней, от своего кыргызского Я. И гордиться таким мышлением, это просто глупо и не патриотично. Я бы призвал чала кыргызов не делить себя на «киргизов умных», а наоборот присоединиться к своим корням, научиться кыргызскому языку и не позорить кыргызский народ. Чала кыргызы-это остатки людей, которые были сформированы в бытность советской (коммунистической) пропоганды. Советская пропаганда превратила многих кыргызов в «киргизов» манкуртов, потому что им легко было работать таким материалом. И досих пор они удерживают Кыргызстан под влиянием России. Они думают, что если все делопроизводство в стране будет на кыргызском языке, тогда Кыргызстан не будет развиваться, они сильно ошибаться, это даже у них фобия какаято. Не бойтесь чала кыргызы, русский язык будет жить всегда, даже если кыргызский язык будет официальным языком по закону, но зато кыргызский родной язык начнеть расправлять свои крыля, кыргызы почувствуют себя хозяевами своей страны и воспитание патриотического духа у молодожи тоже начнет развиваться. Так что чала кыргыз туугандарым лучше будет всем, если вы начнете помогать кыргызам, вернуть кыргызскому языку официальный статус и перейти уже к делопроизводству на кыргызском языке в Кыргызской стране. Вот тогда исчезнет разделение на кыргызов и на чала кыргызов, будут одни только ПАТРИОТЫ КЫРГЫЗЫ.
Из вышенаписанного, интересно было читать только Каната. М.Сариеву «уят» что делит народ на кыргызов и киргизов, и еще раз уят что не знает родного языка
Молодец Марс Сариев! Согласна, что в кыргызской прессе нет ни грамма аналитики, потому что те, кто может хоть как то три события связать в МЫСЛЬ, а не в «ушак», на кыргызском как правило, не пишут… И это не потому что они не патриоты, а язык такой, просто не приспособленный к серьезному. А вы про делопроизводство, где Вы столько людей видели, чтоб могли написать типичное заявление, протокол, акт,…
Патриоты, не патриоты — это понятие вообще размытое, и потеряло вообще свое значение. Где среди кыргызов патриоты? все кто может,в России, Москве, на заработках. Вместо того, чтобы добросовестно пахать на своей, родной земле. Работы нет??? не смешите, работы в селе, на полях полно! только там работать хоть и надо,но трудно, и зарплату никто не дает.
Институт «уятов» — классно сказано! все забитые, закомплексованные, со стериотипным мышлением — вот и выплескивается это то в периодическое высокомерие, чванство, наглость. Что киргизами и всеми другими воспринимается как мыркотство и недалекость. Это пройдет: детскими болезнями надо переболеть в детстве. Что ж, как верно подметил М.Сариев, надо работать над собой.
Кодекс правил например религии: Библия, Коран, Шариат.. далее Система Законов — это по М. Сариева не система уятов??? Это такой же институт уятов по схеме М. Сариева.
Как вы можете писать о том, что «кыргызский язык не приспособленныйк серьезному»?!-Вы,наверное, самый грамотный филолог и знаток всех языков, имеете право давать вот такую «оценку» языку. Будьте тактичны и осмотрительны в выражениях и рассуждениях, уважайте других собеседников! Хотя, сказать о Вашей воспитанности или интеллеигентности очень сложно! Судя по Вашей манере изложения, Вы тоже не блещете грамотностью на уровне. А если Вы встречали знаете таких, кто элементарные акты и протоколы не не может написать, радуйтес: это Ваше отражение. Про других — писателей, академиков, ученых и докторах Вы и не слышали и не читали, наверное! Мне Вас жаль, с таким узколобым мышлением Вы обречены, будет лучше, если сможете уехать. А жить здесь и относиться во всем как к быдлу, а себя чувствовать «умным и белым» не имеет смысла. Прощайте, мой «грамотный во всех отношениях» человечек….
Мне кажется с середины зря тема ушла в сторону текущей политики. лучше бы дальше оформили феномен чала-кыргызов. Если их присутствие было объяснимо в советское время, но ведь за 20 прошедших лет оно самостоятельно произвело вновь такое поколение и оно рождается именно в городах с интернациональным составом населения. Есть некоторая неустойчивость — когда именно такие были востребованы в первую очередь советской властью, но сейчас оставшись без такой имперской поддержки мы вспомнили что мы всетаки кыргызы и присягнули на верность интересам страны и причем искренне. Некую ущербность чувствуется, но служат такие люди государству гораздо естественней и преданней, чем нака кыргызы, которые служат в большей части именно своему региональному клану. хотя первые также могут быть включены в региональный или скажем так — привычный клан близких друг друг людей в борьбе за захват политической власти.
По гумилевской теории пассионарности чала кыргызы усложняют рисунок этноса и тем самым даже увеличивают его сопротивляемость и способность отвечать на новые вызовы времени и внешних сил. Чала кыргызы более чем нака кыргызы имеют родственные межэтнические связи, но все же в большинстве своем остаются моноэтнического происхождения и потому естественным образом связаны с корнями.
Просто кыргызам с переходом на оседлость надо было столько усвоить терминов и привычек и мышления оседлой жизни и причем в очень короткий исторический период (советский период был самый спокойный несмотря на многие экцессы), что часть народа ушла так далеко в освоении этой бесконечности, что чуть было не утратила связь со своим этносом. Но и теперь ей нужно отдавать часть своих людей в мир иного языка и быта, чтобы не пропасть с мировой карты. Другое дело как интегрируются наши энглизированные и прокитаизированные или протуркизированные дети? будут ли эти дети служить преданно своему государству, как это пытались и пытаются делать обрусевшие кыргызы?
Очень справедливые выводы. Согласна на 100%.
Кстати лучше дальше расшифровать а почему институт стыда столь эффективен в японском обществе, а в кыргызском ныне не срабатывает должным образом?
У японцев всегда была свое японское Я. Японская Я и японская гордость сделала японцев сильным, умным и богатым народом. Японская Я, это по сути дела явлется проялением национализма, но только в угоду развития японского Я. Японцы против войны, после Хиросима и Нагасаки. Один простой пример, все самое лучше произведенное в Японии сперва потребляет японский народ, потом только излишек идет на экспорт. Никто в мире за это японцев не осуждает, а наобоорт удивляются и хвалят их. А у кыргызов кыргызского Я изредко можно увидеть или услышать мелком. При советской власти кыргызскую Я всегда держали под пресингом, даже можно сказать уничтожали на месте. Сколько кыргызских патриотов-интелигентов были уничтожены в годы советской репрессии. За 20 лет независимости кыргызская Я небыла развита на государственном уровне и не пытались даже развивать. Кыргызстану не повезло с первым президентом, он был интернационалистом, который тупо подчинялся Москве и последующий и нынешний президент тоже самое не думает даже о развитии кыргызского Я, потому что они тоже интернационалисты и слабые руководители и тоже тупо подчиняются Москве. Кыргызстану нужен настояший, гордый КЫРГЫЗ с КЫРГЫЗСКИМ Я, который сделает реформу в стране и подниметь имидж кыргызов в мире, как умных, сильных и богатых КЫРГЫЗОВ.
Азамат! Туура айтасын!
канат а вы жили при союзе? там в тридцатые годы случился экцесс как и везде по всей стране, а потом он только рос и рос. Айтматов и академики -ученые, Акаев даже этот… но он не был интернационалист, он был колхозным мальчиком не прошедший городскую жизнь и сразу оказался в центре империи, а потом его через 14 лет вернули и сказали живи… а он пришлось общаться будучи избранным президентом с активными националистами и часть которых были блюзолидами типа Осмонакуна или Сааданбекова и что получилось? ничего хорошего при отсутствии стойкого морального стержня. и кстати Акаев первый отказался от Союза после ГКЧП и самый первый ввел сом и потому ваши рассуждения несколько поверхностны в отношении него.
Но я согласна с вами что нам нужен прокыргызский президент но это не означает тупо защиту кыргызов как этноса, а защиту государства с таким названием и который да включает в большинстве интересы этноса кыргызов но при внимательном учете всех остальных.
пытаясь расправиться со старыми мифами не создавайте новых говорят. но я могу сказать наоборот создавая новые нормы не думайте что вы расправились с мифами, вы в самом деле топчете правду истории вашего народа.
и еще канат. дело в том что чала кыргызы не статисты из цирка а живые трехмерные люди живущие в одном с вами пространстве с теплой кровью и плотью. от них вы как Моисей не избавитесь отправив в гипотетические лепрозории. и вы вообще становитесь большевиком, не замечаете, именно тем большевиком которых вы не любите?
И последнее.
Гумилев говорит так Пусть имя, язык и облик твой изменится до неузнаваемости, но дух останется прежним!
тогда народ вновь и вновь рождается и продолжает жить даже после отмеренных Гумилевым 1500 лет непрерванной этнической истории. а у нас она была уже однажды прервана и вновь возникла и вот сейчас стоит вопрос или нам быть долго или нам уйти в песок времен. всего то…
согласен с канатом. Тюрки за последние 300 лет подвергались европейцами геноциду. даже в россии при романовых было вытравлено тюркское прошлое. А ведь на ранних картах в том числе европейских территория россии и вся сибирь обозначена как великая тартария.карамзин полностью переписал историю россии.вы не задумывались почему тюрки в россии сначала писали на арабском,потом их директивно перевели на латиницу, затем тем же методом на кириллицу?цель была ясная — стереть историю народа,через провенный трижда интеллектуальный геноцид. При этом,живущие рядом армяне и грузины сохранили свою писменность и историю. Японцы тоже сохранили свою историю, традиции. У них «не порвалас ь связь времен„. Европейцы,точнее англосаксы,хотелии уничтожить японский дух посадив на скамью подсудимых в ньнберге япоского микадо, сталин не позволил.так что японцы должны быть ему благодарны.по рассекреченной ифоомации, на японию было сброшены не две, а три бомбы.одна не взорвалась. Япоский император через коандующего квантунской армией передал ее сталину.
но армиейст
марс вы плохо знаете историю кочевых народов. и вы не знаете что такое геноцид на самом деле. джунгары не тюрки, но именно в их отношении был устроен тотальный геноцид во второй половине 18 века со стороны китайских властителей.
кааку вы неправильно поняли или я неточно выразился. Я имею в виду переход с арабской письтенности при советсуой власти на латиницу,а затем на кириллицу. С каждым переходом терялся целый пласт культуры. Я думаю это делалось целенвправленно. Результаты вы видите. В то же время, такие арийские народы как грузины и армяне не трогали. У них и тогда были высокие миповые покровители. Учите матчасть уважаемый кааку.
посмотри в процентном отношении сколько написано содержательных документов на арабице, латинице и кириллице. все что было ранее написано, даже включая многие археологические документы, за исключением документов делового оборота — было вновь воссоздано на кыргызском. Проблема была идеологическая лишь в отношении молдо Кылыча и немного отчасти Тыныстанова. Никто вам не мешает ввести в оборот ныне эти документы. Берите сканируйте и ставьте на кыргвикипедию. но имейте в виду что кырг язык не станет языком Инета, в отличие от русского. Но делать это все равно нужно
читайте как — вновь воссоздано на кыргызской «кириллице».
духовный, ментальный геноцид пострашнее чем физический. Понятие геноцид более широко, чем вы думаете.
не надо играть словами. Геноцид? моральный? а вы ходите в кыргызский театр ныне? и сколько он дает доходу и что это русские не дают делать им ныне кассу? в общем не путайте бузину с дядькой в Нарыне…
словоблудие ненавижу
сначала был духовный геноцид, затем физический.голодомор на украине,в поволжье,в казахстане был целенаравленной акцией.читайте рассекреченные архивы. Цель — цничтожить кулаков как класс, подорвать этнический сепаратизм.когда вымирали от голода целые регионы, отбраннаяпродразверсткой пшеница нескончаемыми вереницами барж уходила за границу в уплату уонтрибуции за помощь империалистам в революции.
это был не этнический геноцид. это был идеологический спор разрешенный силовыми методами, за что большевики и поплатились — через 70 лет страна распалась изза предательств элит.
Но простой люд хотел бы оставаться в секторе социализма как сектора защиты социальных и экономических прав — как бы он там не назывался.
Можно спорить до бесконечности, но были в истории кыргызов патриоты, которые не раз спасали кыргызский народ от исчезновения как этноса. После Манаса (т.е. может быть это был Барсбек на Энесае во времена Кыргызского Великодержавия) например, Мухамед кыргыз, Тагай бий, которые смогли объеденить разрозненные племена кыргызов в едины
зачем так далеко? а за что погибли наши герои во время Великой отечественной войны? наши — кыргызы? выполняли приказ колонизаторов, да??? Не видеть в упор советский период означает что вы помогаете вновь обмануть кыргызов
kaaky, да, хочется верить вам, что вы правы, что может быть есть какието патриоты среди чала кыргызов, но почемуто чала кыргызы вегда ставять себя выше обычных кыргызов и смотрят на них с высока. Они думают, что они умнее и благороднее, если они красиво говорят или грамотно пишут по русски, но самом деле, задушой у них нет ни капельки любви к своему отечеству. Настоящие патриоты кыргызы никогда небудут плохо отзываться о своем народе, даже если есть какието пробелы в деяниях или суждениях. Когда я говорю о патриотах кыргызах, или о патриотах-националистах, я никак неимею ввиду людей типа Османакуна, Сааданбекова, Чынгышева, Бакиева с его еврейской семьей или людей низко опустивщихся вроде них. Эти люди были казнакрадами, лже-патриотами и предателями своего народа и своей страны ради достижения своих собственных корысных интересов. Они продали все, что можно продать и безнаказанно убежали зарубеж. И Бакиев в свое время и нынешная власть дали убежать безнаказанно ворам и грабителям народа. И что теперь, после всего этого, кто может дать гарантию, что нынешная власть тоже не убежить зарубеж, снова ограбив народ? До сих пор в нынешней власти, очень много казнакрадов, подхалимов и всякой прочей швали, которые не подпускают к власти добросовестных, бескарысных патриотов-националистов. Когда я говорю о националистах-патриотах, я имею ввиду людей, которые готовы на все (даже готовые положить свою голову) ради счастья своего народа и будущее страны.
Ося, Сааданбеков,Чынгышев и Бакиев великолепно говорили на кыргызском и работали чисто на свой карман без оглядки на чью либо волю — а вы все еще кидаете камни в Россию? не устали махать камнями в никуда? Вы бейте лучше именно этих предателей своего народа — как предателей которые от страха говорят что угодно. а Чынгышев спокойно кстати живет в Бишкеке помоему чуть ли не в совете директоров энергокомпании какойто и в ус не дует на фоне некогда пропавшего золотого грузовика с Кумтора в акаевское правление
среди чала кыргызов скажем так — есть очень много людей готовы работать исключительно на государство без какихлибо экивоковоков в сторону региональных кланов. вы не обращайте внимание на каком языке он говорит, а что именно говорит.
Гумилева читали но не поняли его. Он говорит что язык легко утрачивается этносом особенно при переселениях постоянных. но он должен помнить что он есть тот кто был всегда.
Чала кыргыз любой преклонит колена возле Мазаров и будет слушать Манас, тот кто это не сделает видимо уже и вовсе не кыргыз.
kaaky, вы приводите пример, Гумилева. Да, не спорю, он был отличным ученым, тюркологом, я его уважаю как знаменитого ученого, но все что он писал это лишь его собственные убеждения. По моему, каждый народ должен писать свою исторю сам, а не следовать чиим то писанинам или убеждениям. Хватит надеятся, что большой брат (Россия) одумается и начнет помогать нам кыргызам, хе, хе, хе, не дождетесь. Вы незадались вопросом, почему русские власти всегда хотять или даже требуют, чтобы русский язык оставался основным языком в Кыргызстане или в странах бывшего союза. Они даже используют все возможные экономические рычаги, чтобы поддержать ведущий статус русского языка в Кыргызстане. А наши чала кыргызы, слабые лидеры ходят под большим братом напобегушках, у них нету никапельки национальной гордости за свою страну и народ. Их главная цель лижбы хоть как-то удержаться у власти и награбить побольше. Для этого они становятся интернационалистами, такими пушистыми, типа поинмающими чаяния малых народов в Кыргызстане, а на самом деле они играют в грязную политику. Они просто лицемеры!
Забавно, что чала киргиз кроме Чингиз Айтматова, Дооронбек Садырбаева не знает других ФИО выдающих людей кыргызов. Марс вы кроме Айтматова и эпоса Манаса какую еще кыргызкую класику открывали??? ДА,вы просто МЫРК!
Я предлагаю плодотворное предложение. Гумилев не просто убеждения а философия разделяемая ныне и Назарбаевым и Путиным и наконец нами — коли открывается центр Гумилева в Бишкеке.
Я предлагаю не зацикливаться на русском. Русский язык второй по использованию научно-технический литературы и огромное преимущество кыргызского народа что он его знает не на уровне элиты а на уровне рядовых кыргызов. Английский у нас будут знать лишь на уровне элиты. Это означает что энглизированная или китаизированные и даже отчасти протуркизированные элита гораздо более оторвана будет от запросов обычных людей и подвержена большему давлению. А обрусевших если они скажем так — зарываются легко можно призвать многим — что и вы делаете — одуматься. и их действия легко понятны. Но в КР не осталось или не сохранилось или вновь не создавалось элиты действующей в интересах России — элиты правящей. Есть кыргызы которые говорят по-русски но это не означает что они действуют в интересах России. Наоборот когда кыргызэлита начинает говорить о подобных угрозах со стороны России это барометр того что она прилюдно прикарманивает народное добро и делает это под отвлекающие от сути дела громкие националистические заявления. Поэтому Канат либо вы им помогаете либо глубоко молодо-старо наивный чел.
Ваши слова (кыргызэлита, угрозах со стороны России, барометр, прикарманивает народное добро, громкие националистические заявления)наверное они относятся к таким кыргызским извращенным политикам как Ташиев или Мадумаров и др. на падобия их, которые играют с народом такими словами, как кыргызская национальность, кыргызская земля, кыргызский язык и т.д. Эти политики тоже лже-патриоты, их главная цель использовать все возможные пути, чтобы набрать очки, обратить внимание електората на их персоны. Для них народ-это лиш электорат. Я против таких грязных и продажных политиков, которые используют национальные чувства, ради достижения своих личных, корысных интересов. Такие грязные политики ради власти продадут все, даже свою мать, не говоря о народе.
На счет русского языка. Я не неимею ввиду, что русский язык не нужен кыргызам и я далек от той мысли, что кыргызы должны знать только свой родной язык. Меня беспокоит, то что кыргызский язык находится в тени у русского языка и в скором будушем вообще может исчезнуть как язык, это озночает, что в месте с языком исчезнет и кыргызский народ. Вы знаете, почему нету в Кыргызстане кыргызской научной литературы? Научная литература по гуманитарным и особенно естественным наукам на кыргызском языке не выпускается, никто даже не ищет их. Я скажу почему, потому что никому нет дела до кыргызского языка. Нет мотивации изучать свой собственный язык, потому что родной язык находится в тени, его никто не видит, поскольку официальный язык в Кыргызском государстве — это русский язык, делопроизводство на русском языке, т.е. у народа практически нет потребности изучать свой собственный кыргызский язык, он просто не практичен и никому ненужен. Вот где кроется один из основных проблем кыргызов, источник побуждающий антипатриотизм.
дорогой gazy я в отличии от вас не просто по детски обзываюсь,а проектирую. Почему не накта кыргыз, а я чалакыргыз вместе с моим другом тоже чалакыргызом маратом первыми выпустили караоке накыргызском. После этого вы мырк или я. Спросите у классика кубата жусубалиева кто пронспонсировал его книгу «конфуций жана жети соз” . Голословно трещать могут многие…я не хотел хвастать, но такие типы как qazy вынуждаюи ставить их на меесто.
Явный МЫРК! Правильно грамотически писать чала кыргыз, и без дефицов
кааку вы глубоко заблуждаетесь. ,народ делает народом элита. Те партократы которых вы перечислили яляются продуктом ментального геноцида.имеено элита задает образцы поведения,нормирует массы. Кыргызская элита уничтоженная в 30 годы, была заменена выдвиженцами из низов, зачастую выходцами из интернатов, фактически создана компрадорская элита. Эти красные директора (партхозкомноменклатура)участвовали в уриминальном переделе собственности после разыала союза.это новый генотип приспосоленца, выращенный в советской пробирке. Поэтому я говорю геноцид. По поводу переводоа с арабского и латиницы. Вы знаете, что первые кыргызские книги (молдо кылыч) еще до революции печатались исключительно в казани. Один факт. После разгрома татарского национализма, многие татарки вступив в движентие » красные косынки» фактически бежали в среднюю азию. Поэтому большой пласт кыргызской инлеллигенции имееь татарские корни по женской линии. До революции и практически до вередины 30 х годов совктские тюрки варились в едином интеллектуальном котле.
Я согласен с мнением Марса, что партократы в союзное время — это действительно новый генотип приспособленца, выращенные в советской пробирке. Я бы сказал, что Марс дал очень точное определение этим комунягам. И насчет ментального геноцида и компрадорской элиты, все на самом деле так и было, безсомнения. Иначе откуда могли появиться такие паразиты, двуличные лицемеры и казнакрады? Марс точно подметил, эти красные директора были воспитаны и вырашены компартией, им нужны были именно такие послушные подхалимы, которые должны были бесприкословно выполнят все требования КПСС. Вот откуда в настоящее время Кыргызстан имеет таких извращенных, грязных политиков, предателей кыргызского народа и они до сих пор делают погоду в нашей свами бедной и многострадальной стране. Возникает вопрос, как с ними бороться? Как победить этих паразитов?
Прочитав все вышенаписанное еще больше пришел в уныние.
Люди, более всего поражаюсь от того, что все считают себя умнее всех!
Зачем эти деления, дробления?
Нужно думать о хлебе насущном, о будущем, о настоящем, о детях, о предках — о реальных вещах и близких людях, а не мериться как в детском саду размерами детородных органов.
Сколько можно с пеной у рта друг другу глотки драть?
Пора менять мировозрение.
Сколько можно слышать: «патриот/не патриот»?
Патриот — это не тот кто:
1) Ездит в автомобиле с флажком Кыргызстана и при этом нарушает правила дорожного движения;
2) Не тот, кто ходит в футболке с надписью «Кыргызстан» и плюет на тротуары;
3) Не тот, кто говорит «ты живешь в Кыргызстане и должен говорить на кыргызском» человеку не кыргызской национальности;
4) Не тот, кто делит жителей страны на представителей «титульной нации» и «нетитульной нации»;
5) Не тот, кто смотрит только кыргызские каналы, слушает кыргызское радио и музыку;
6) Не тот, кто читает намаз по всем правилам и законам;
7) Не тот, кто возвышает над всеми кыргызов, кыргызский язык, кыргызскую историю и кыргызстан вцелом;
8) Не тот, кто захватил территорию в окресностях «Дордоя», обосновывая тем, что он — Кыргыз и имеет право в своей стране делать все что захочет…
Настоящий патриот — это тот, кто реально видит проблемы себя, проблемы общества, проблемы государства и стремится их исправить, стремится к тому, чтобы его и его страну уважали и считались, тот кто знает, чем нужно гордиться, а чего нужно стыдиться.
Люди, будьте добрее, стремитесь к знаниям и все у нас будет отлично, а может даже и лучше всех!
Кырыгызы никогда не жили изолированно. Я не знаю ни одного факта,от которого кыргызам надо стыдиться. И не надо стемиться чтобу страну свою уважали, надо стремиться тому, чтобы тебе было комфортно. Да, возможно не по стандартам европейским, а кто сказал что европейское лучше, или более подходящее для нас? Стыдяться те, кто не знают свое, и не понимают чужое. Люди разные, народы разные, страны другие и это разнообразие и урашает мир и делает нас уникальными!PS: У Марса комплекс неполноценности,так как свое не знает и чужое не поймет. Поедет в Африку, африканцев начнет гнобить, поедет в арабские страны над их обычаями начнет смееться, поедет в Европу не увидит параллели.
Нейтральный, ваши представления о народе в КР непонятные и размытые и это ваша личная проблема. То что вы пишите это мировозрения людей, которые можно назвать «ни рыба, ни мясо» или манкурт, людям которым безразлична судьба собственного народа, родного языка, будущее страны. Вас никто не заставляет учить кыргызский язык и слушать кыргызкую музыку. Вы просто должны определиться, т.е. если вам не нравиться страна и народ его населяющий, тогда вас никто не держит в этой стране, вы свободны. Но если вы считаете, что это ваша родина и страна, так будьте любезны любите эту страну с его народом населяющим и с его пробелами. Мне даже кажется, что вы русский с имперским мыщлением, т.е. вы хотите жить в Кыргызстане, но чтобы в все было как при царской Росии или при СССР, тогда у вас взгляды колонизатора, тогда вам нужно или изменить свои взгляды и жить дальше в КР или уехать из страны, иначе вы никогда ни уживетесь с месным народом с такими гнусными и злыми взглядами.
Если «Нейтральный» манкурт, то вы, «Канат», обыкновенный средневековый мракобес. Если вы любите свою страну и знаете, что в ней, к сожалению, кое-где встречается говно, то будете стремиться это говно вычистить, а не поднимать на флаг и призывать других это говно любить. Именно из-за таких, как Вы, вашу страну в остальном цивилизованном мире называют failed state и соответственно к ней относятся, а эти, как вы называете, «чала кыргызы» стремятся как можно больше от вас дистанцироваться, ибо исправлять этот средневековый ад в одиночку не представляется реальным. Вы бы лучше за голову взялись и строили будущее, а не носились с прошлым.
В средневековой стране по вашему говне живете и вы! Мы единое целое, к сожалению, так что ваши глупые советы никчему.
User, вы «настоящий стратег», т.е. пользуясь моментом хотите разделять и властвовать. Подлили масла в огонь между кыргызами и киргизами. И кто после этого обыкновенный средневековый мракобес? Вы просто подлый человек!
p.s. Без прошлого нет будущего!
или Тот кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя
Я люблю свою Родину.
из того, что я сказал — вы ничего не поняли.
а User говорит верные слова —
эта страна, действительно, как-будто застряла в средневековье. Мрачно…
когда-нибудь я уеду, однозначно, и не будет повода обсуждать мои слова)))
Уезжайте! Попробуйте там, где приживетесь высказать свое мнение как здесь, в Кыргызстане. Разницупочувствуете сразу и на себе!
я извиняюсь не стал читать все комменты, но в ЦЕЛОМ он прав. Здесь философия, а не обсуждение отдельных проблем.Это нужно взять и изучить, не надо умничать, наши проблемы они на лицо, просто то что нам мешает, надо и пора уже выбрасывать, как Кемаль Ататурк,Миша Саакашвили иначе мы все время будем обсуждать, кто прав-бабанов, текебаев или ташиев, а этого не должно быть.Мы должны предложить стратегию, общество принять и следовать и нам должно быть глубоко по фиг кто у руля…..ташиев или бабанов
есть рационализм и традиционализм. Наше традиционалистское общество никогда не может принять те ценности, о необходимости которых всегда говориться — права человека, свобода слова и совести, уважение чужого мнения и т.д. К рациональному обществу идет Грузия и за это ее все ненавидят.В том числе и наша «элита» да и простые граждане,потому что Саакашвили враг Путина, а кто враг Путина — враг почти всех, кто живет в СНГ.
Мужчины, вы же сами разжигаете рознь между киргизами и кыргызами. Просто и те, и другие оказались в несколько разных ситуациях — кто-то вырос в городе, кто-то в селе, у кого-то двор был русскоговорящим, а у кого-то — кыргызоязычным. Что от этого сущность человека как то изменилась? Не надо обобщать и спорить, кто «патриотистее», а кто «мырк». Не обижайте друг друга, в одной стране ведь живем, вместе выживаем. К тому же, у вас нет права требовать от других, чтобы они изменили свои привычки, язык или мировоззрение. Зачем дискриминировать дискринимнировать друг друга? Не понимаю :(