Общество
Мононация - это тупиковый путь
Основная часть, которая пишет гадости о Кыргызстане и просто злобствует, они уже сидят на чемоданах или мысленно уже не здесь.
Кыргызстан за последние годы стремительно превращается из многонациональной республики в мононациональную. Всё острее звучат в обществе призывы о переводе всего и вся на кыргызский язык, некоторые политики заговорили о чистоте крови госчиновников. Другая часть общества, русскоязычная, в свою очередь тоже радикализуется и в ответ звучат обвинения кыргызов в отсталости, самодовольстве и прочих грехах, приведших некогда цветущую страну к развалу.
Предлагаем читателям «Чалкана» беседу с известным политологом Марсом Сариевым, о роли и месте русскоязычных граждан, киргизах и кыргызах, в Кыргызстане. А также о необходимости общенационального единства.
- Марс Осмонкулович, объясните пожалуйста, что произошло с частью общества, которая очень негативно воспринимает любое уважительное упоминание о власти, о действующем президенте? Дело в том, что некоторые мои позитивные публикации критики из числа коллег расценивают не иначе как «верноподданичество», «лизоблюдство» и «розовоочковость». Прослеживается некий феномен абсолютного неприятия уважения к власти. В связи с чем это?
- Это нигилизм, который свойственен всему нашему обществу. За 20 лет кыргызская власть показала, что любую персону отождествляют со всем институтом управления. Тот негатив в отношении власти, который сформировался за 20 лет, он выплёскивается сейчас. Люди уже не видят никакого позитива, и любое положительное упоминание о власти вызывает отторжение. Здесь очень много слоев. К примеру, критика, о которой вы говорите, идёт в интернет-форумах, на которых «сидят» в основном русскоязычная городская интеллигенция, офисные работники, журналисты и в подавляющем большинстве своём они этнически не кыргызы. Поэтому это закономерно, когда такие патриотические вещи вызывают отторжение. Дело в том, что за 20 лет они не структурированы в общую нацию. Да и за 20 лет в Кыргызстане не сложилась единая общность как кыргызстанцы. Поэтому они чувствуют себя обособленно, чувствуют, что они «не свои», они не чувствуют, что нынешняя власть — это тоже их власть. Они в этом видят какую-то чужую игру, чужую войну. Эта позиция возникла в связи с тем, что после того как союзные республики «разбежались», этничность стала главной. Возникло понятие как «титульная» и «нетитульная» национальности. Таким образом, в многонациональной республике Кыргызстан появился перекос в эту сторону, а это привело к тому, что свою очередь представители нетитульной национальности почувствовали себя на своей родине как «не в своей тарелке».
- Почему они так враждебно воспринимают рефлексию кыргызов? Я заметила, что как только идёт упоминание о национальных интересах или самосознании, они говорят о пещерном национализме. В свою очередь, сами не предпринимают никаких попыток влиться в общество кыргызстанцев.
- Как сказал Козьма Прутков: «Если хочешь быть счастливым, будь им». На самом деле можно влиться, почувствовать себя своим, быть счастливым в своей стране вне зависимости от принадлежности к титульной или нетитульной национальности. Всё зависит от нас, от самого человека. Мы должны разобраться в себе и понять, что мы — единое общество, люди, рожденные и выросшие в этой стране. Поэтому я и говорю о необходимости дискуссионных площадок. Все критики, те, кто не чувствуют себя здесь «в своей тарелке» обязательно должны участвовать в дискуссиях, высказываться, слушать противоположное мнение. Но они не должны напрочь отрезать возможность структурирования в кыргызстанское общество. Они должны работать с тем материалом, который есть. Есть два пути: либо паковать чемодан и жить в своей внутренней миграции, отвергая эту реальность, мечтать о том, как они уедут в Первопрестольную, и будут там счастливы. То есть, они уже не граждане этой страны. А есть другая ситуация – понять, что есть такая данность, да, какие-то перекосы уже произошли, но можно работать и с этим материалом. С той думающей элитой, которая осталась, участвовать в дискуссиях, в этой рефлексии, но позитивно. Там же на интернет-форумах, часть людей, которые хотят здесь жить, высказывают свои позитивные проекты, программы, своё позитивное видение, как с этим справляться. А часть всё напрочь отрицает, в том смысле, что всё здесь плохо, всё погибло.
- То есть это в какой-то степени психологическая проблема?
- Возможно. Это такая общая депрессия. Связано это с тем, что европейцы, я имею ввиду русских, украинцев, и представители других национальностей, которых тоже сюда можно отнести, после развала Союза потеряли привилегированное положение нации, которая собирает. Это вызывает депрессию. При распаде во всех великих империях или державах, такие нации теряют чувство самоидентичности. И этот осколок от великой нации в новых условиях превращается постепенно в некую диаспору, например, русскоязычную. Они сами начинают позиционироваться в этом статусе, а это очень плохо. Им надо, наоборот, как коренным жителям Кыргызстана менять своё отношение к стране, перестать чувствовать себя чужаками. И это в их руках. Помните притчу про двух лягушек, которые попали в ведро с молоком? Надо взбивать до сливок. Так и здесь, надо пытаться работать с этим материалом, работать с этой реальностью. Потому что сейчас власть пластична, она будет прислушиваться, будет действовать так, как будет говорить гражданское общество. Какие позывы у населения, такие проекты у власти. И если общество говорит о том, что важны кланы, связи, вот этот весь бардак в стиле «кыргызчылык», то и власть будет это отражать. А если общество будет говорить, что важна широкая палитра, и Кыргызстан многонациональное государство, и мы все кыргызстанцы, то и власть будет отражать эти чаяния. Поэтому надо бороться, надо действовать, а не совершать такие действия, которые будут вызывать неприятие у части кыргызского населения. Я более чем уверен, что сейчас такое же оживление, только, наоборот, эйфорическое идёт у кыргызов на кыргызскоязычных форумах. То есть совсем другой перекос. Это две крайности: такой жесткий национализм, и требование перевести всё на кыргызский язык, и болезненное, депрессивное состояние, осколка Атлантиды – Советского Союза, которого уже нет. И эти две крайности не встроены в единую нацию, они не могут структурироваться вместе.
- А как вы думаете, наших русскоязычных соотечественников реально выталкивают на обочину жизни и политических процессов, или они сами, чувствуя себя закомплексованными, не видят своего будущего здесь?
- Здесь есть объективные причины, они коренятся в самой структуре нашего общества. И начинать надо с развала Советского Союза, в котором была заинтересована высшая партийно-хозяйственная номенклатура. А подгнивать она начала со времен Хрущёва, так как не было партийной ротации, и те небожители от компартии, которые имели массу привилегий, обслуживались в спецмагазинах, отдыхали в спецсанаториях, пришли к выводу, что им этого мало, и они решили приватизировать саму власть. Поэтому разложение этой высшей партийной номенклатуры и спецслужб привело к тому, что высшая номенклатура Кыргызстана также участвовала в криминальном переделе «добра» страны, так как они были близки к источникам. А когда происходит криминальный передел, то самое лучшее опираться на проверенных людей. А проверенные люди — это кто? Это своя семья, клан, род, племя, поэтому передел ресурсов произошёл на таком поле, так и сформировались кланы на территории всех республик Центральной Азии, из тех партийно-номенклатурных работников, которые были приближены к ресурсам. А интеллигенция, которая не имела доступа к этим ресурсам, в том числе русскоязычная, техническая интеллигенция, она оказалась не у руля. То есть это объективный процесс, и запустила этот процесс сама Россия. Но с этим надо что-то делать. Сейчас идёт осознание этих процессов, уже сформировалась элита национальная. Но у неё, честно говоря, мозгов особых нет, она сформировалась на переделе собственности. И она ищет какие-то пути выхода, потому что понимает, что дальше уже нельзя, дошёл предел роста, теперь надо трансформироваться в настоящую патриотическую национальную элиту. И этому процессу надо помогать, сейчас ситуация созрела, сформировался слой состоятельных людей, которые понимают, что дальше уже гибель.
- Как можно донести мысль до тех людей, которые сейчас чувствуют себя в чём-то обделёнными и не структурированными в кыргызское общество, что без них Кыргызстан просто не сможет развиваться, что они нужны государству, стране, самим кыргызам?
- Действительно, это очень опасно, если не будет широкой национальной палитры в Кыргызстане. Представьте гипотетически, что полностью вымывается европейский слой из страны, слой носителей всего инновационного. К примеру, есть ниши, которые абсолютно не закрываются нашими национальными кадрами, это техническая интеллигенция. Да и в гуманитарной сфере они являются неким мостиком, который не позволяет схлестнуться кыргызам с другими этносами, скажем, то, что произошло на юге. И если дальше будет развиваться национализм, конфликт пойдёт между севером и югом, и этот процесс будет неостановим. Потом произойдёт деление на более крупные племена, которые правили раньше, и мелкие племена, по статусу ниже, дальше это дробление может продолжаться до бесконечности. Мононация — это тупиковый путь, это то, что произошло в Африке, когда из Мозамбика, Анголы и других стран ушли бельгийские колонизаторы, страна поверглась в полную реиндустриализацию и упадок. Потому что есть в Кыргызстане силы, часть национальной элиты, которая заинтересована, чтобы была биомасса и они могли творить, что хотят. Поэтому этот слой русскоязычного населения очень важен, важно их поддерживать. Но и они должны занимать конструктивную позицию, а не плевать в колодец, из которого пьют. Основная часть, которая пишет гадости о Кыргызстане и просто злобствует, они уже сидят на чемоданах или мысленно уже не здесь. Потому что те, кто хочет здесь остаться, они работают и пытаются работать с тем материалом и той реальностью, которые здесь есть.
(Продолжение следует)
Лейла Саралаева
Похожие материалы по теме:
- Путь ста двадцати По мнению спикера ЖК, альтернативы парламентской демократии для Кыргызстана - нет. ...
- Опасный путь к выздоровлению Подъездные пути к Центру травматологии и ортопедии нуждаются в срочном ремонте....
- Политика антитеррора Аналитик Досым Сатпаев призывает пересмотреть механизм противостояния агрессии религиозного подполья в Казахстане....
- Как работают в Сеуле Долго думала, про что написать, и решила рассказать про корейцев. Я живу в Корее уже...
- Борьбу с коррупцией власти должны начать с себя Лидер Партии застройщиков Кубанычбек Исабеков дал оценку антикоррупционной политике правительства....
В Мозабике и Анголе колонизаторами был не бельгийцы, а португальцы
Что тут обсуждать то, Господи. Оставили б в покое уже русскоязычных, сколько их там осталось то? А рассуждать надо не о величии или рефлексии одной или другой нации, а о том, что Кыргызстан как государство, ГАРАНТИРУЮЩЕЕ ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА ВСЕМ ГРАЖДАНАМ, ТИТУЛЬНЫМ, НЕТИТУЛЬНЫМ, ПРИЕЗЖИМ И ЗАЕЗЖИМ, НЕ СОСТОЯЛОСЬ. Пример? Из последнего.
Создан прецедент отъема собственности решением сельского схода (Кыргызстан)
14 июня 2012 года сельский сход в селе Желе-Добо Иссык-Кульской области Кыргызстана принял решение об изъятии собственности (магазин, земельный надел, частный дом) в пользу села и изгнании из села владельца этой собственности вместе со всей семьей. Решение было оформлено в виде постановления сельского схода и подписано несколькими жителями села.
Несмотря на то, что жители села были предупреждены властями о незаконности их действий, 30 июня 2012 года группа молодых жителей села насильственным путем изгнало хозяев собственности из села, а сотрудники милиции Джети-Огузского РОВД были избиты жителями села при попытке защитить чужую собственность.
Таким образом, создан прецедент самоуправного отъема собственности решением сельского схода вне законной процедуры, сопровождающееся насилием над силами правопорядка. В условиях огромного количества спорной собственности в стране это может воодушевить население на самостоятельное, вне законной процедуры, осуществление справедливости, как они её понимают, и захват любой спорной или якобы спорной собственности.
В настоящее время местные органы власти Иссык-кульской области не в состоянии противостоять самоуправству местного населения, так как жертвы самоуправства до настоящего времени из-за реальной угрозы насилия не имеют возможности вернуться в дом и управлять своим имуществом.
Призываем МВД и Генеральную прокуратуру расследовать данный инциндент на республиканском уровне, выявить инициаторов и активных участников самоуправства и насилия, в том числе над сотрудниками милиции и привлечь виновных лиц к ответственности.
По материалам ОО «Партнерская группа «Прецедент»
Так что, не о том речь, ребята, не о том.
В данном случае, скорее всего замешана религия и его распространение. Так как Желедобо мононациональное село
Я думаю если человек желает плохого стране в которой живет (есть и такие), то он никакой не гражданин страны, а просто
временный резидент.
Не только в КГ, но и в Канаде и США я заметил что русские/украинцы особо не желают интегрироваться в «American/Canadian community».
A может и прав Саркози что «Multiculturalism is a failure»…
sorry насчет украинцев, хотел написать что они наоборот, адаптированы и у многих уже менталитет как у «коренных» белых канадцев.
Что плохого в мононации? Кыргызстан как государство имеет свое название произошедшее от этноса кыргыз, т.е. это не США, которая была создана эмигрантами из разных стран. И никто не имеет права осуждать право кыргызов, как преставителя титульной нации. Многие путают Кыргызстан с Америкой. Давайте называть вещи своими именами. Русские и другие малые народы живут в Кыргызстане лучше, чем сами кыргызы. Просто они сами нехотят интегрироваться в кыргызское общество, по правде говоря, они брезгуют этим, потому что они считают, что кыргызкое общество-это отсталое общество. И еще правда в том, что кыргызы в своей собственной стране не могут использовать своей собственный язык в делопроизводстве государства, вот это я бы назвал большой проблемой для развития самих кыргызов, потому что кыргызы не чувствуют себя хозяином в своей собственной стране, это вина интернационалистов. Многие кыргызы (не говоря уже о «киргизах») в городах отдают своих детей в русские школы, потому что русский язык нужен для будущей карьеры, поскольку госсистема сама заставляет кыргызов становиться «киргизами». Вся сельская молодеж приехавшая в город, начинает учить русский язык и пытаются больше говорить на русском нежели на кыргызском родном, потому что это стало как дань моде, т.е. это переросло уже в моду. Кыргызы говорять между собой на русском языке, это я считаю страшной проблемой, поскольку это говорит о том, что у кыргызкой молодежи приехавших из сел и тем более у «киргизов» нету любви к своему отечеству, стране и народу. Вот это я считаю болшой проблемой!!! Любовь к свему народу и стране идет через родной язык! Давайте приведу простой пример, госчиновники продают лицензии «инвесторам» за бесценок земли для добычи золота и других земных богатств Кыргызстана, не говоря уже о госграницах. Экс-президент Акаев был интернационалистом и что в итоге он дал Кыргызстану, ничего кроме развала и потери языка (в 2005 русский язык стал официальным языком в Кыргызстане). Бакиев тоже интернационалист, его жена русская, их дети обрусевшие, не имели капли национальной гордости и любви Кыргызстану. Друзя Максима были почти все евреи и криминалитет. Они продовали все богатства Кыргызстана налево и направо. И Отунбаева и нынешная власть тоже интернационалисты и что от них можно ожидать? по моему ничего хорошего, поскольку они словами говорять и обещают, что надо развивать кыргызский язык, а на деле НОЛЬ! Почему кыргызский язык должен быть не только государственным, но и официальным? Потому что это очень важно для становления государтсва! а также для развития самого кыргызского языка и для воспитания чувства патриотизма и любви к своему отечеству. Кыргызский язык в Кыргызстане языком межнационального общения. Вот что очень важно для Кыргызстана!!! Я призываю русских и других народов живущих в Кыргызстане помочь кыргызам встать наноги и развивать Кыргызстан вместе.
Я согласен с М. Сариевым в одном, это в том что русские и другие малые народы в Кыргызстане должны интегрироваться в кыргызское общество, если они дествительно любят Кыргызстан. Есть очень хороший пример, есть небольшой круг русской молодежи, которые говорят на кыргызском языке даже лучше, чем сами кыргызы и они очень хорошо интегрировались в кыргызскую среду и чувстуют себя, как в своей тарелке, т.е. их ожидает отличный карьерный рост и будущее в Кыргызстане. В любой другой стране так должно быть и так оно и есть, если ты живещ в другой стране, ты должен научиться языку этой страны и интегрироваться в нем.
Но я НЕ согласен М. Сариевым в другом, что если русские уедут из Кыргызстана и тогда страну ждет развал. Ненадо Кыргызстан сравнивать с Африканскими странами. Это очень ошибочное мнение, Кыргызстан должен готовить и расти своих национальных кадров, которые достойно будут поднимать страну. Но проблема развала страны в том, что кто стоит у власти, а также в большинстве зависит от их поступков и от того что имеютли они чувства патриотизма и любви к своему отечеству. К сожалению, пока что у госчиновников и вообще у нынешней власти нету выше сказанных чувтств к своей родине и народу, потому что многие из них превратились в манкуртов и казнокрадов.
мне очень нравиться то что вы написали и я с вами согласна.большинство сайтов на русском, и даже мы все обсуждая о кыргызском языке делаем это на русском. нужно знать другие языки и быть солидарными с другими нациями.но каждый человек должен уважать страну где живет, где рождаются его дети. вы все считаете себя гостем в КЫРГЫЗСТАНЕ так будте любезны уважайте все что с нами связано.а если вам в тягость так скатертью дорожка. не злоупотребляйте гостеприимством тех кто вас ухощает.мы вас хорошо приняли дали кров и крышу, вам живется даже лучше чем большинство кыргызов, а рекетирство бывает везде и повсюду со всеми. не только у нас, а межнациональные конфликты разве нет в России, Узбекистане, Казахстане или в других странах, возьмем даже Украину и Белоруссию? ведь культурный и воспитанный человек не плюется себе в тарелку и потом ест из него. ни кто не держит вас.если мы не нравимся вам так уезжайте в свою страну, у кого какая.раз кыргызы бараны так зачем жить с баранами.А МЫ ЖИЛИ КАК ТО САМИ ДО ВАС И КАКТО ПРОЖИВЕМ БЕЗ ВАС. у меня есть знакомые русские, узбеки, турки, уйгуры, дунгане, татары и говорю с ними с кем то на русском и с кем то на турецком. это не от того что я боюсь, от того что я уважаю их. а они стараются говорить на кыргызском.всегда должно быть ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ.но некоторые наши граждпне этим сильно злоупотребляют.
Хочу напомнить, что мы живем в цивилизованном обществе и каждый сам решает — на каком языке ему говорить, если вы считаете иначе, значит, скорее всего, вы — националист.
Люди, хватит кидать камни в русскоязычное население. Нас и так не много осталось.
Кыргызстан — моя родина и уезжать отсюда я не хочу.
Но если обстановка будет накаляться, нам придется уехать…
… и тогда вы сможете возрадоваться тому факту, что Кыргызстан — мононациональная страна…
…печально…
Корень зла сидит в том, что люди забывают о культуре…
… и даже государство не стремится ее развивать…
Нейтральный, кыргызы всегда были гостепреимным народом и являются таковым сейчас, но почемуто нашим гостепреимством часто злоупотребляют. Почемуто все стараются пугать словом «националист». В моем понимании слово националист можно употреблять двояко. Первое, что то плохое, агрессивное, т.е. людей типа немецских фашистов, таких как в настоящее время скинхедами называют. Второе, в хорошем смысле, любовь к отечеству и народу, гордость за свою страну, а это как раз таки люди патриоты. Я как раз призываю других малых народов в КР быть именна такими патриотами. Также у вас, Нейтральный, как раз таки представление о националистах только плохое и агрессивное, которое является вашей проблемой. И еще говоря о культуре, будьте сами культурны и уважайте местный народ, его язык и страну. Никто не говорит, что это не ваша родина.Если вы считаете, что это ваша родина тоже, тогда любите эту родину, страну и уважайте его народ. Не отчуждайте себя от общества, а наоборот интегрируйтесь в общество в котором живете и тогда ваши проблемы сами посебе исчезнут.
За что вы гордитесь — укажите конкретные примеры?