ЧАЛКАНЧИК
Информационная безопасность для детей
На общественное обсуждение вынесен проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Вынесение данного законопроекта на суд общественности Кыргызстана совпало с принятием подобного закона депутатами Госдумы Российской Федерации. Напомним, что 10 июля российские парламентарии приняли закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Согласно ему, 1 ноября 2012 года в России начнет действовать единый реестр для доменов и сайтов с противоправным контентом. В реестре – или, проще, черном списке – будут отмечаться сайты и сетевые адреса, замеченные в распространении детского порно, пропаганде самоубийства, а также в популяризации наркотиков.
В случае принятия нашего закона, такой же реестр будет создан и в Кыргызстане. Второе совпадение кроется в схожести. Больших отличий найти не удалось. Иными словами, наш закон скопирован с российского.
При этом в справке-обосновании сказано, что «данный проект закона подготовлен с учетом современного зарубежного опыта законодательного регулирования оборота информационной продукции, вредной для детей и молодежи (США, Канада, Австралия, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Португалия, Румыния, Польша, Япония и др.), где предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей; осуществляется экспертиза и возрастная классификация такой продукции; введен «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых» передач; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей вред; установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних».
Несмотря на такие совпадения, думаю, что многих сегодняшних родителей весьма обнадежит этот документ. Ведь вокруг наших детей слишком много насилия, которое, в том числе, вылезает из электронных средств массовой информации и других информационных источников. Психологи и детские правозащитники небезосновательно полагают, что рост числа самоубийств среди подростков, детского насилия, школьного рэкета и др. напрямую связан с информационной бесконтрольностью.
По логике закона, он устанавливает следующее: в нем четко указано, какая информация полностью запрещена для распространения среди детей (побуждающая к самоубийству, употреблению наркотиков, алкоголя и табака, содержащая сцены насилия, порнографию, нецензурную брань, оправдывающая противоправное поведение, отрицающая семейные ценности).
В законе уделяется внимание и вопросу об информации с возрастными ограничениями. То есть разработчики дают указание, что может относиться к информационной продукции для детей, не достигших, например, шести лет, и какие ограничения при этом должны присутствовать. Это сцены, вызывающие страх или ужас, унижающие человеческое достоинство, содержащие описание жестокого преступления, половые отношения и т. д.
В случае принятия закона, каждый производитель и распространитель информационной продукции обязан будет провести экспертизу своей продукции и поставить на ней соответствующий знак. Он появится на печатных программах телепередач, на компакт-диске, входном билете в кинотеатр, в углу телеэкрана, в рекламе, перечнях и каталогах информационной продукции.
Кроме этого, согласно статье 14, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) будет предоставляться операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
По закону, контролировать все эти процессы смогут не только чиновники уполномоченного государственного органа в сфере защиты детей от информации (по логике разработчиков, такой орган будет создан, ведь в настоящее время в стране подобного института нет), но и сами родители. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью или развитию могут осуществлять как общественные некоммерческие организации, так и рядовые граждане.
Елена ВОРОНИНА