Деньги
Биржевые игры Кумтора
В последнее время вокруг золотодобывающего предприятия «Кумтор» сгущаются тучи, население понимает, что соглашение по Кумтору было заключено без учёта интересов кыргызстанцев. Однако, эксперты предостерегают от национализации. Так что же на самом деле может происходить вокруг «Кумтора», что это – игры закулисных кукловодов, или объективное стечение обстоятельств?
Игры вокруг Кумтора давно напоминают умелую манипуляцию биржевых боссов из Торонто. Бывает так, во время обеих революций и страшных июньских событий 2010 года акции Центерры растут. Но акции всегда падают, как только создаётся какая-нибудь депутатская комиссия в Кыргызстане, и начинает выдвигать решения о национализации. Наверняка, на бирже в Торонто, кто-то играет то на понижение, то на повышение при колебании цен на акции Центерры.
Может быть, именно поэтому происходит ежегодное летнее обострение у парламента Кыргызстана, который с определённой периодичность начинает раскачивать вопрос о национализации Кумтора, в мае месяце, через каждые 3 года. Эта закономерность была замечена экспертом группы «Реформа» в сфере высоких технологий, Азисом Абакировым, возглавлявшим ранее БДК и ОНС Минтрнаса КР.
Взгляните на график колебаний акции Центерра Голд за 5 лет:
По графику видна некая циклическая закономерность: каждые 3 года акции Центерра Голд начинают падение в мае месяце, падение продолжается до июня, и уже в середине или в конце июня наблюдается начало роста. И напротив, во время июньских событий, во время революции и безвластия, акции Центерры демонстрируют рост на фондовой бирже в Торонто. На графике хорошо видно, что была определённая волатильность (колебание) в 2010-м году, но даже при этом, рост цен на акции продолжался.
Но более ясную картину рисует обзор прессы на тот период, когда осуществляется падение цены на акции Центерры. В 2009-м году вице-спикер кыргызского парламента К.Исабеков сначала усиленно лоббирует законопроект «О национализации золоторудного месторождения «Кумтор», а затем, когда он по причинам достижения иных договорённостей властей с Кумтором, отзывает законопроект, отмечается возобновление роста цены на акции. Аналогично этому, с мая 2012 года идёт усиленная бомбардировка на СМИ по «Кумтору», и Жогорку Кенеш инициирует ряд предложений по национализации золоторудного месторождения.
Пока, в свете истории, лично мне это представляется как биржевая игра, не более. Но риск национализации есть. Однако – что такое национализация «Кумтора»?
Представьте, что Кыргызстан, это – акционерное общество. Представьте , что акции – это голоса избирателей, а дивиденды по акциям – это уровень жизни каждого гражданина страны. Чем выше цена акции, тем выше уровень жизни простых людей. Но чем ниже – тем хуже. А цена на голоса Кыргызстана измеряется способностью страны вести международную торговлю, привлекать инвесторов и интегрироваться в Мировую Экономику. Но каждое сообщение о национализации, о несоблюдении прав человека, то есть – гарантии неприкосновенности собственности и правил торговой игры, снижает цены на акции Кыргызстана в Мировой Фондовой Бирже.
Банки мира больше не дают кредитов Кыргызстану, рынки мира не покупают товаров из Кыргызстана. Инвесторы не вкладывают в Кыргызстан. И экономика не развивается. Уровень зарплат падает, хлеб дорожает. Цены растут. Жить становится тяжелее. По факту, сегодня так и происходит. Вот график на основе данных ПРООН по Кыргызстану:
Сегодня уровень ВВП Кыргызстана идёт по цифре – минус 6,8% по отношению к прошлому году. Это падение. И каждое такое падение вызывает магическое слово – «национализация», которое можно перевести как экспроприация, отъём, присвоение, грабёж, в понимании международных инвесторов. Чтобы никто во всём мире, ни один инвестор не был уверен, что во главе Кыргызстан стоят ОПГ – политики, которые, по сути, являются международными преступниками, вместо того, чтобы национализировать объекты у инвесторов, представляющие стратегический интерес для Кыргызстана, можно их купить, выкупить, может быть и договориться о других условиях.
Вот например, по моему мнению, Кыргызстан должен договориться с руководством Кумтора о ином инвестиционном соглашении. По сути, Кумтор должен передавать от 48 до 51% готовой продукции в виде золотых слитков, уже после обработки в Карабалте, на баланс Кыргызстана. Взамен Кыргызстан сам должен решать вопросы по ликвидации хвостохранилищ и решать запрос местного населения. Передавать Кумтор полностью под государственное управление нельзя. Иначе его постигнет участь того же Кыргызтелекома, или профсоюзных курортов, которые имеют огромный потенциал, но плохо управляются и доведены до аварийного состояния.
Потому что государство – плохой хозяин. Если Кумтор будет национализирован, предприятие станет добывать меньше золота и быстро придёт в упадок, среда на Кумторе агрессивная. Будет парадокс – месторождение с пятистами тоннами разведанного золота и неработающей инфраструктурой. А имидж страны, – как та самая цена на страновую акцию, о которой речь была выше, упадёт, вместе с нашей экономикой.
Взгляните на график сравнения ВВП и денежных потоков Кумтора и Госбюджета КР:
К тому же, роль денежной массы от Кумтора для Кыргызстана несколько переоценена. Чипсов и сникерсов Кыргызстанцы съедают в год на сумму большую, чем вся годовая выручка Кумтор Оперейтинг Компани. И когда произойдёт национализация, население в своей массе даже и не заметит особого экономического эффекта от вливания прибыли Кумтора в экономику страны.
Да и будет ли это вливание, если сама система управления государственными финансами, пока не эффективна. Электронное государство только на этапе построения. И реальным его созданием пока занимается только Минфин, со своим IT-подразделением ГУ «Инфосистема». Остальные же госучреждения работают по старинке, граждане контактируют с госслужащими, система консервации коррупции работает как часы. То есть, национализация Кумтора – скорее вред национальным интересам, чем польза. И это надо понимать очень чётко тем, кто либо действительно хочет национализировать Кумтор, либо вольно или невольно является марионеткой биржевых боссов в Торонто.
Мыслить надо системно. Ведь экономика и имидж государства – это сложная система, требующая уважительного и внимательного к ней отношения. К тому же, любая проблема в сложной системе имеет быстрое, лёгкое, удобное, простое и неправильное решение. Таким решением может оказаться национализация Кумтора.
В золото Зевс обратился, когда захотел он с Данаи {*}
Девичий пояс совлечь, в медный проникнув чертог.
Миф этот нам говорит, что и медные стены и цепи -
Все подчиняет себе золота мощная власть.
Золото все расслабляет ремни, всякий ключ бесполезным
Делает; золото гнет женщин с надменным челом
Так же, как душу Данаи согнуло. Кто деньги приносит,
Вовсе тому не нужна помощь Киприды в любви.
(Силенциарий Павел — греческий поэт VI в.)
Искендер Шаршеев,
Бизнес-аналитик экспертной группы «Реформа»