Фоторепортаж
Танец как вера в себя
Думали ли создатели уличных танцев в Бруклине в тридцатые годы прошлого века, что их стиль докатится до далёкого Кыргызстана и тысячи молодых людей будут буквально помешаны на стиле Street Dance, который в результате эволюции превратился в целое направление в хореографии — хип-хоп. Уверена, что нет. Но в любом случае их тоже потрясло бы танцевальное шоу «Я танцор», которое прошло в Бишкеке 11 и 12 мая.
Впервые за 20 лет независимости Кыргызстана, организаторам фестиваля «Я танцор» удалось собрать несколько тысяч любителей танца в одном месте – в Бишкеке. Лучшие танцоры хип-хоп-стиля показали своё искусство и новые тенденции развития этого танца.
Атай Омурзаков сумел заразить своей идеей проведения фестиваля и правительство Кыргызстана и серьёзных спонсоров, таких как финансово-кредитная корпорация «Мол-булак». Призовой фонд фантастического танцевального шоу составлял 15 тысяч долларов. Для участия в фестивале приехали молодые танцоры не только со всего Кыргызстана, но и из Казахстана, Узбекистана, США и Китая. Соревнования проходили по нескольким стилям хип-хопа: поппингу, локингу, брэйк-дансу, и в номинации «шоу».
Думаю, стоит объяснить, чем отличаются эти стили от остальных. К примеру, брэйк-данс появился в конце шестидесятых — начале семидесятых годов, когда танцоры ввели весьма своеобразные движения под музыку. Их стали называть b-boys (break-boys) — парни, танцующие под ломаные ритмы музыки; отсюда и название «брейк»: break beat — ломаный ритм. Эти ребята, объединяясь в команды, устраивали на улицах танцевальные битвы — батлы (англ. battle). На фестивале также были представлены настоящие «батлы», я бы сказала даже — сражения. Заключаются они в том, что две команды по очереди выставляют своих танцоров, которые должны перетанцевать соперников. Причем это сплошная импровизация, так как музыка и ритм, задаваемые ди-джеем, постоянно меняются. Кстати, брэйкеры очень сильные и накаченные ребята, стиль их танца — настоящий силовой спорт с акробатическими элементами. Плюс взрыв страсти и эмоций в каждом танцевальном движении. Забегая вперёд, отмечу, что в стиле брэйк казахские группы оказались сильнее. Победителями из 11 брэйк-данс команд стала группа «Kills the bitts» из Алматы, именно им удалось исполнить наибольшее количество новых и сложных по исполнению движений.
Брэйкер Фикс из алматинской группы «Simple system» делится своим отношением к брэйк-дансу: «Танцы — это не просто развлечение, они имеют свою историю, культуру, свои понятия. Это очень большая концепция. Несмотря на то, что я уже окончил университет, занимаюсь только танцами. В будущем я вижу себя только танцором, я нашёл себя в этом».
И хотя в брэйке казахи оказались реально круче, наши кыргызские танцоры перетанцевали их в локинге и поппинге.
Локинг (Locking, или Campbellocking) — это танец, в котором после каждого движения следует остановка. «Each move is locked» — «каждое движение закрыто», т.е. завершено. Cтиль одежды танцоров локинга — брюки на подтяжках, тельняшки, галстуки и перчатки.
Поппинг Бугалу (Popping Boogaloo) — стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц в такт музыке, в сочетании с различными движениями и позами.
На самом деле невозможно описать то, что вытворяли на сцене молодые танцоры. Это настоящее буйство и фейерверк движений, эмоций и страстей. Для того, чтобы выявить лучших, компетентное международное жюри просматривало 170 претендентов, которые в режиме нон-стоп сменяли друг друга. И каждый пытался выложиться на все 100 процентов, показать свои лучшие движения, рассказать языком танца самую впечатляющую историю.
Необходимо отметить, что судьи, приехавшие в Кыргызстан, являются в среде хип-хопперов истинными гуру этого стиля. Различные номинации судили дуэт Les Twins, Salah, Hozin и сам Атай Омурзаков.
В стиле локинг победил танцор Конг из Китая, хотя, откровенно говоря, наш 15-летний соотечественник Жан Воинов был намного круче. Этот юный танцор буквально потряс всех своим темпераментом и энергетикой. Думаю, что придёт время, и Жана Воинова назовут лучшим из лучших. В стиле поппинг победил кыргызстанец Алияр, в стиле хип-хоп «Рекрут» из Алма-Аты.
Наиболее зрелищным состязанием стала номинация «Шоу». 50 команд за считанные минуты показали 50 историй любви, расставаний, ненависти, ревности и патриотизма. Здесь было смешение всех стилей и направлений. Наиболее яркое шоу показали наши бишкекские парни из группы «We’ll be». 20 танцоров показали историю борьбы за свободу Кыргызстана. В танце они даже изобразили танк, который расстреливал людей. А потом показали и духовное возрождение своей страны.
Любопытно, что ни один участник группы не является профессиональным танцором, то есть никто из них в детстве не посещал хореографические кружки. А путь к танцу у большинства из них такой же, как у 19-летнего Оскара (Аскара Дуйшенкулова). «Я никогда не танцевал раньше, и даже не мечтал о сцене. Потом посмотрел фильм «Шаг вперёд», и вся моя жизнь изменилась. Я самоучка, занимаюсь танцами всего год. Случайно познакомился с ребятами из этой группы, и они меня приняли. Мы занимаемся в студии при школе № 69. Танцы — смысл моей жизни. Я счастлив, что могу танцевать», — признаётся Оскар.
Группа «We’ll be» была названа судьями лучшей. Ребята получили главный приз – 5 тысяч долларов.
Еще одним потрясением фестиваля стало выступление группы «Тумар». Подростки 14-15 лет, инвалиды детства, танцевали на грани человеческих возможностей.
«Я очень рад, что такой фестиваль проводится в Кыргызстане. Благодаря этому фестивалю мои ученики видят высокий уровень танцоров со всего мира, учатся, общаются, расширяют кругозор, появляются новые возможности, – говорит руководитель группы Эрмек Кадыров. — Я сам начал танцевать, потому что просто увидел где-то и втянулся. Могу уверенно сказать, что меня танцы ограничили от дурного влияния улицы. Моя жизнь пошла по другому сценарию, очень позитивному. Мне обидно смотреть, когда здоровые, молодые, красивые ребята толпами сидят в парках и пьют пиво. Потому что мои ученики, несмотря на свою инвалидность, несмотря на то, что у них нет такого здоровья, стараются, учатся, и у них это получается».
«Атай Омурзаков организовал этот конкурс, потому что уверен, что у нас в Кыргызстане много талантливых танцоров. Я знаю много наших танцоров, которые выступают в Алматы. Я сам часто езжу туда, потому что там деньги платят, – признаётся Эрмек.- Но мы готовы развивать в своей стране танцы. Люди из-за того, что митингуют, вообще создали имидж Кыргызстану как страны неспокойной, отсталой. А у нас люди талантливые, пластичные, музыку чувствуют очень тонко. У нас у многих людей есть танцевальный потенциал, но они этого не знают. Главное, попробовать».
23-летний Атай Омурзаков, скромный парень из Каракола, сумел не только организовать грандиозный фестиваль танца, но и зажечь веру в себя у тысячи молодых людей.
Лейла Саралаева.
Фото Абылая Саралаева.
Азаматсын Атай!!! Сен Кыргызстандын чон сыймыгысын!!! Сенин укмуштуудай сонун бийлерин менен Кыргызстанды дуйно жузуно жакшы жагынан таанытып жатасын!!! Чон рахмат Сага!!! Иштерине албан ийгиликтерди каалайм!!!