Деньги
Стратегия Голубого Океана
Кыргызские предприятия существуют в уникальных условиях одновременного подавления со стороны государства через бюрократические элементы и госрегулирование, и подавления собственных инициатив. Стратегии кыргызского бизнеса – просты: «поехал за границу, подсмотрел, привёз и внедрил». По другому это называется «отксерить» чужой бизнес, или попросту – украсть идею и технологию. Данная стратегия, в принципе, оправдана, если рынок ещё не насыщен. Но слабость данной стратегии – очевидна. То, что легко скопировать, скопируют также легко и конкуренты.
Сегодня твой бизнес – король на свободном рынке, потому что ты — первый, а завтра сюда набежит целая куча таких же плагиаторов, и рынок окажется перегружен. Так как ресурсы в карманах покупателей – ограничены. С появлением каждого нового игрока на рынке, прибыль всех игроков падает, это как к системе сообщающихся сосудов — приделать ещё один сосуд. Уровень доходов падает у всех поровну.
Особенно хорошо это видно в сельском хозяйстве. Например, в один год все сеют эспарцеп, но одна «белая ворона», один нестандартно мыслящий фермер сеет картошку. В итоге к осени – сена на рынке становится очень много, спрос покупателей удовлетворён с избытком, цена на сено падает, все кто сеял эспарцеп – разоряются. У них во дворах лежит по стогу сена, которое на тот момент почти ничего не стоит. А сосед, который поступил вопреки всем – посеявший картошку, резко начинает богатеть, так как на рынке картошки мало, и цена на неё вырастает. Как вы думаете, делают ли правильные выводы остальные фермеры? Увы и ах. На следующий год – все сажают картошку. История повторяется. Цена на картошку осенью падает, все разоряются. Но тот, кто посадил, например – пшеницу – получает преимущество. Попробуйте угадать, что посеют фермеры в следующем году?
Также и в сфере фаст фуда. В Кыргызстане есть большой и нереализованный рынок фаст фуда. Появляется одна история успеха – группа молодых трудяг открывают на углу ларёк «Гамбургеры и шаурма» и достигают успеха. Что же происходит в остальных углах? Все мало-мальски имеющие скромные инвестиции бросаются производить гамбургеры. Частота покупок гамбургеров, как вода в сообщающихся сосудах начинает выравниваться и распределяться во всех точках. В итоге рынок становится неинтересным. Частота покупок гамбургеров стремительно падает. Конкуренты съедают прибыль друг друга. Как будто нельзя заняться производством не только гамбургеров, но и шницелей, блинов, корнкейков, шпицбергенов, буритос, тако и т.д. Кроме того, со временем в Кыргызстане, в частности, в Бишкеке, возрастает спрос на здоровую пищу, на фаст фуд, полезный для здоровья, а это означает – нужен фаст фуд с минимальным содержанием жира, теста, майонеза, кетчупа, прочих нездоровых масел и соусов. Причём, в той же ценовой категории.
Такое же разнообразие единообразия можно наблюдать в сфере банкетных услуг, в сфере ресторанов, кафе, банкетных залов, пивнарей. Везде конкуренты стремятся копировать бизнес друг у друга, в итоге происходит пресыщение рынка и уничтожение, банкроство большинства компаний, ведь население в Кыргызстане ограничено. Доходы населения также ограничены. После достижения определённого количества предприятий в одной сфере, наступают условия жёсточайшей конкуренции и рынок чахнет. Те компании, которые не смогли быстро переориентироваться – банкротятся. В принципе, для честного бизнеса – это нормальное явление. Но ненормальная составляющая этого явления – это стратегия «ксерокса», стратегия плагиата.
В мире достаточно стран, в которых капитализм, как естественная часть нормальной и естественной жизни, развивался без ужасных и мрачных экспериментов по построению светлого социалистического будущего. Большинство этих стран расположено в Северной Америке и Юго-Восточной Азии. Именно в этих странах сегодня интеллектуальное явление, называемое – изменение мира, изменение будущего. Заключается это явление в способности учёных и топ-менеджеров в компаниях этих стран разрабатывать товары, меняющие нашу жизнь. Вот некоторые товары из этой категории: автомобиль, телефон, мобильный телефон, персональный компьютер, брэнды SONY, Ford, Toyota, Intel, Microsoft, Oracle, Apple, Dell, Kodak, HP и так далее. В чём же секрет того, что эти компании меняют мир каждое десятилетие, а сегодня уже и каждый день? Секрет в том, что эти компании используют стратегию, которую Чан Ким и Рене Моборн назвали «Стратегией Голубого Океана». Чан Ким делит деловую вселенную на два океана: первый океан – это «алый» или «красный океан», следуя словам Рене Моборна, он «алый от крови, которая льётся от того, что конкуренты, занявшие одну и ту же нишу порождаются в таком количестве, что чтобы выжить, они режут друг другу глотку». Эта аллегория недалека от истины. Если мы примем существование компании как сущестование живого существа, то неспособность её зарабатывать прибыль, из-за жесткой конкуренции в отрасли – это смерть для неё, ничуть не отличающаяся от биологической смерти.
Второй океан – «голубой» («blue ocean» или “pacifiс“ – «мирный»), это такая экономическая ниша, которая фактически не заполнена, свободна от конкурентов и от конкуренции. Это означает, что данный вид бизнеса ещё не знаком большему количеству бизнесменов. Это в корне противоречит существующим бизнесам в Кыргызстане, так как их философия – «зачем изобретать велосипед?». В Кыргызстане нет ни интеллектуального инженерного ресурса, имеющего опыт в создании конкурентоспособного в современных условиях товара для мирового рынка, ни производственной базы. Хотя, в минимальном размере, всё-таки она существует. И именно такие маленькие технические базы, как «Дастан», «Улан» имеют, на самом деле, большие шансы создавать «голубые океаны». Также такой шанс имеют все те IT-компании, которые ведут свою деятельность в Кыргызстане.
Открытием «голубого океана» или незанятой ниши может быть даже изменение стандартов обслуживания в уже существующих компаниях. Например – тот, кто снизит издержки и увеличит скорость поставки горячей еды в частный сектор из ресторанов, или тот, кто станет устанавливать в государственные детские садики веб-камеры, чтобы родители могли присматривать за своими детьми, или тот, кто сможет оказывать услуги типа «сын на час», организовав службу заботы за престарелыми родителями в городе, за определённую плату – они откроют «голубой океан». Это будет целый рынок, без конкурентов, на первых порах. А когда конкуренты-подражатели, сторонники философии «ксерокопирования» наводнят и этот океан, сделав его красным, придёт пора открывать новый «blue ocean».
Никогда нельзя сидеть в «красном океане», то есть в сферах бизнеса, где очень много конкурентов, а постоянно надо искать и вкладывать в такие виды бизнеса, где не бывает конкурентов – создавать «голубой океан», а это значит разрабатывать новые уникальные товары и услуги, снижать издержки своего предприятия – и обогащать мир новым, доселе неизвестным или давно забытым товаром или услугой. Это достойная задача. Смысл жизни в движении, в процессе. Попробуй только лиши кого-нибудь процесса, как смысл исчезнет сразу. Создавать новый мир постоянно – вот смысл бизнеса.
Сказал Саргон, царь Вавилона
Аркад, ты богаче всех в царстве моём
Теперь ты обязан во имя Закона
Народ обучить в уменье своё
Искендер Шаршеев, бизнес-аналитик.
Устарело. Сойдет для местного рынка.
Про доктрину саморазрушающейся экономики почитайте.
Для нашего рынка это ещё не устарело. Для нашего рынка это только дело будущего. Самое оно.