Искусство / ЧАЛКАНЧИК
«Райские птицы» Талгата
На днях в лофт «Цехе» состоялся премьерный показ кинофильма Талгата Асыранкулова «Райские птицы». Талгат Асыранкулов, художник, режиссер, сценарист, выпускник ВГИКа по специальности художник кино, рассказал, что фильм был снят в начале 2005 года. Смонтирован к показу в 2006 году. С тех пор лежал на полке. Причина, по которой на 6 лет оттянулась премьера картины, банальна – в Кыргызстане эти годы прокат отечественного кино находился в замершем состоянии. И только с недавних пор, когда отремонтировали кинотеатр «Манас», где начали «крутить» кыргызское кино, у режиссера появилась возможность презентовать свою работу.
О чём фильм? Если коротко и сухо – о границе, о контрабанде наркотиков, о начале заказных убийств. Но картина наполнена совершенно иным – прекрасными картинами, пейзажами, юмором, романтизмом, чувством влюблённости. Но, самое главное, переданы дух и красочность нашего юга. Действие картины происходит в вымышленном приграничном городке Джананабаде. В реальности съёмки происходили на участке кыргызско-узбекской границы Джалал-абадской области.
В чём смысл фильма? Думаю, что для каждого он свой. Я лично смотрела его с учётом того, что всего через два месяца после съёмок настанет 24 марта 2005 года. А значит, к власти придёт Бакиев и история Кыргызстана пойдёт по другим рельсам. Тема наркотрафика, вскольз затронутая в фильме, для меня оказалась ключевой. Особенно фраза, сказанная главным героем: «Мы знаем отчего граница «пухнет». Люди на «дряни» богатеют. Покупают дома, «мерсы», детей за границей учат»… Актёр Ашир Чокубаев, который играет в фильме роль Амир-ака, скажет: «Предчувствие Бакиева!». Так вот, для меня этот фильм стал неким предчувствием того периода жизни страны, когда в Бишкеке словно грибы после дождя стали появляться дорогие особняки и элитные дома, по некоторым данным, построенными на деньги от наркотрафика. Тем более фильм заканчивается телевизионным репортажем об очередном заказном убийстве. Но повторюсь, это исключительно моё ощущение, мои эмоции и мои фантазии, которые родились после просмотра картины. Для каждого человека важным будет что-то своё, например, линия влюбленности главных героев. Очень легкая и целомудренная, как легкий газовый шарфик, развивающийся на ветру. Да-да, в фильме имеется и героиня Пати, девушка изящная, как фарфоровая статуэтка. Есть в кино приличная порция юмора. Есть и экзотичный герой – афрокыргыз.
Но самое главное — у фильма есть своя неповторимая стилистика, характерная для всех отечественных фильмов того периода, когда наше кино называли «кыргызским чудом». Есть какой-то неповторимый шарм фильма.
Одним из инициаторов того, чтобы фильм стал достоянием публики, стал киношник Жакен Чотой. Своё стремление он объяснил следующим: «Я посмотрел эту картину в 2006 году. Она оставила неоднозначное впечатление. По прошествие 6 лет я посмотрел развитие кыргызского кино и подумал, что и у этой работы будет свой зритель. Это кыргызское кино, и его должен видеть кыргызстанский зритель. У нас сегодня много коммерческого кино. Но таких арт-проектов как «Свет-ака» очень мало. «Райские птицы» из разряда таких фильмов, которые не назовёшь массовым, коммерческим. Это произведение кинематографического искусства».
Режиссер фильма Талгат Асыранкулов охотно ответил на все вопросы зрителей премьерного показа и немного объяснил свой замысел.
- Тема контрабанды на границе была закрыта в тот период. Почему вы не побоялись взять эту тему?
- Мы сняли фильм в 2005 году, когда не было еще бакиевской власти, еще до всех событий. Можно сказать, что этот фильм рос вопреки всем правилам. То, что у нас было на бумаге изначально, на съемочной площадке кардинально изменилось в другую сторону, и очень многое мы сочиняли на ходу. История с героином возникла уже по ходу съемок, потому что хотелось одного из главных героев наделить каким-то серьёзным поступком.
- Это взгляд северянина на юг?
- Я родился и вырос в Джалал-Абаде. И сейчас я понял, что это было прощание с каким-то определенным поведением, осмысление, прощание с какой-то атмосферой. Мы описывали эту ситуацию с того, как начиналась граница. Когда чуть ли не верёвкой была закрыта граница посреди дороги, и разделяла одно село от другого.
- Мы привыкли, что в современном кино всё прямолинейно показывают. А здесь есть элемент сказки. Это возвращение к романтизму?
- Да, скорее всего — это сказка. Ситуация с кинематографом за последнее время стремительно меняется. За последние 3-5 лет, мы узнали много нового. И кино наше чистое искусство. Такое романтическое отношение. Если вы обратили внимание, здесь есть попытка сделать постмодернистский текст, который предполагает некую отстраненность, иронию, самоиронию. Ирония — это есть наше отношение к тому, что в тот момент происходило в стране.
- А что вас подтолкнуло снять этот фильм?
- Мы порой движемся по каким-то непредсказуемым траекториям. У меня был такой момент в жизни, что появилась необходимость сделать что-то принципиально новое. Я в тот момент проработал на телевидении НБТ, это был тогда достаточно успешный телеканал. И сидеть тихо в мастерской и творить как-то не совпадало с энергией. Надо было куда-то бежать, двигаться. Тогда появились такие успешные состоятельные люди, и мне предложили деньги — 20 тысяч долларов. Мы быстро начали работать, пока не потратили деньги и идеи, ввязались в процесс съемки, а потом стали обдумывать детали. Потом появлялись еще деньги. Этот фильм не есть классическое кинопроизводство, с постановочным планом, бюджетом и т.д. Это был такой рок-н-ролл. До этого фильма мне казалось, что у меня есть вкус, понимание и навык. Но после этого опыта я стал заново открывать для себя режиссерскую профессию.
- Планируется ли перевод на кыргызский язык?
- Да, мы планируем перевод на кыргызский язык. Чем хороша пластичность кино? Если «склеить» по другому, тогда будет совсем другая история. И если фильм перевести на кыргызский язык, будет совершенно другой текст.
- Почему зритель должен посмотреть этот фильм?
- Фильм — это некий путь зрителя по эмоциональной партитуре, которую создает режиссер и вся съемочная команда. И хорошо, когда режиссёру удается провести зрителя по всем этим пунктам: воодушевлению, подъемам, спускам. А для меня кажется насилием классическая драматургия над реальностью. Это условность. Также и постмодернистский текст — это условность еще большая. Желательно, чтобы возник контакт со зрителем на эмоциональном уровне. Вообще, расшифровка тех смыслов, которые возникают в процессе просмотра кино — дело неблагодарное. К примеру, в живописи важно пространство между зрителем и картиной, где возникает смысл. Мне кажется в кино так же. Для меня важно, чтобы в течение просмотра фильма у зрителя возникали какие-то образы, идеи. И, конечно, самый высший пилотаж, когда смысл рождается у зрителя, значит некое послание уловлено. Хотя должно оставаться ощущение, когда ты находишь ответ, но он от тебя ускользает. Если у нашего зрителя возникнут эмоции во время просмотра фильма, значит, человек побывал в другом энергетическом состоянии. Мы его «не грузим», не заставляем переживать какие-то чувства, рыдать, царапать лицо. Но в то же время вызываем эмоции. Это некий городской тон. Я хотел бы сказать о том моменте, который переживает городская культура. На наших глазах исчез Фрунзе. Фрунзенцы понимают это состояние потери. Бишкек — это уже другой город. И в этом смысле это может быть какой-то глобальный процесс рефлексии на эту тему.
Известный актёр Ашир Чокубаев также высказал своё мнение: «Наркотрафик был и до Бакиева, и сейчас он есть, и во время Акаева. И до этого было… Когда меня пригласили на этот фильм, мне сам Талгат, его семья были интересны. О чем фильм, я тогда не знал. А когда я работал над этим фильмом, единственная моя мысль была, что надо работать. И всё! Что играть, как играть, какие тексты будут, всё рождалось по ходу съёмок. Мне интересны были съёмки фильма, потому что я открыл для себя совсем другой город Джала-Абад. Это удивительный город, потому что я вырос во Фрунзе. И это было для меня открытием».
«Этот фильм стоит посмотреть, чтобы пройти путь познания себя. Любой человек должен поковыряться в себе. Кино — это классический вариант, когда можно посмотреть на себя со стороны», — рекомендует Чокубаев.
Зритель и известная певица Гульнара Тойгонбаева также поделилась мнением: «В конце фильма у меня на лице возникла улыбка. На фоне постоянной демонстрации крутости в кинематографе, этот фильм о настоящих романтиках с большой дороги».
Лейла Саралаева.
Фото Абылая Саралаева.
Похожие материалы по теме:
- 7 интересных фактов о съёмках фильмов «Брат» и «Брат 2» 1. Идея съёмок продолжения культового отечественного фильма «Брат» пришла после того, как исполнителю главной роли Сергею...
- Как мы обобщаем безграничное?! Ненавижу стереотипы и предрассудки. Когда встречаюсь с ними в реальной жизни, то долго задаюсь вопросом...
- Факты о фильме «От заката до рассвета» 1. Диалог между Кейт и Сетом перед последним нападением вампиров — это практически дословное воспроизведение...
- Режиссер и сценарист Гитлер У Адольфа Гитлера такая впечатляющая фильмография, что его вклад в кино невозможно недооценить. В пяти фильмах он выступил в качестве...
- Самые ожидаемые фильмы ноября Каждый месяц кинотеатры заманивают нас очередными новинками мира кино. Мы в стороне не остаемся –...
Жакшы тасмаларга суусап турган ушул учурда жогоруда аталган фильм, аздан агылган таза абага окшоп тургансыйт. Абдан коргум келип жатат. Айткылачы кайдан корсок болот.