Фоторепортаж
Когда пахнет хлебом
Два года назад тут все полыхало. Запах гари, казалось, въелся намертво. Как и тот ужас, который обуял жителей юга.
В махалле возле Хлопчато-бумажного комбината, что в Оше, пекарня Хамидуллы Арипджанова была единственной. Издали слышался аппетитный запах выпечки. С удовольствием брали люди его хлеб. Июньская трагедия вмиг все перечеркнула. И лишь только-только восстанавливает Хамидулла свой бизнес – спасибо УВКБ ООН, выделившему грант на оборудование новой пекарни. И уже вовсю работает Хамидулла со своей женой и соседками, развозит по городу сдобу да батоны.
К нему мы и заглянули, на улицу Карасуйскую. Розовый куст под развесистым виноградом встречает приветливо. А вот дальше – обожженый дом и руины бывшей пекарни: оконные проемы аккуратно заставлены саманным кирпичом – еще пригодится в хозяйстве. Напротив – новый дом, еще дышащий свежей штукатуркой, и маленькая пристройка – в ней-то и трудятся шесть человек, не считая хозяина. В две смены, по 150 батонов в день, плюс всевозможные пряники-булочки.
- Келеляр, келеляр, — согбенная старушка закланялась пришедшим. – Ой рахмет, рахмет…
Казалось, ее благодарность бесконечна: женщина никак не хотела останавливаться и, поворачиваясь в разные стороны, говорила каждому “рахмет”. Младшие родственницы подхватывали ее под локоть и объясняли: у 76-летней бабушки стресс после войны, никак не отойдет, духом совсем упала, да и 18-летняя дочка Хамида тоже нервная стала. Но дай бог, все сладится. И Хамид в это верит, иначе зачем бы он возвращал на родину жену и трех своих детей, которых вынужден был после трагических событий спешно вывезти в Россию?
- Руки не опустились: помогли, поэтому нетрудно, все дали, — бесхитростно говорит хозяин пекарни. – А вначале было тяжело, все же сгорело.
- Нам вот только расшириться надо, — показывает на “цех” Марьям. – “Дока-хлеб” наш маленький очень, деньги надо собирать на это.
- Раньше по 6 мешков продукции увозил, — рассказывает Хамидулла. – А сейчас максимум два. Клиентов же потерял. У нас в махалле, наверное, домов сто, все пострадали, но всем помогли, кто вулканизацию открыл, кто магазинчик. Мы вот хлеб печем и по городу развозим.
Это лишь часть большого проекта, реализуемого на юге УВКБ и его партнерами (это Центр содействия международной защите и Международный комитет спасения): нужно укрепить доверие в сообществах. Так, в 2011 году более чем 150 тысяч жителей Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей получили помощь и смогли приступить к осуществлению 129 своих проектов, будь то бизнес, развитие инфраструктуры. Помогали и со строительством переходного жилья. Жизнь нужно наладить. Каждому. Хлеб, разломленный пополам и поделенный на всех – и есть жизнь.
Татьяна Орлова.
Фото автора.