Лица
Все началось с любви...
Продолжение статьи «СВЕРХЧЕЛОВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
«Семьсот лет тому назад один человек завоевал почти весь известный мир… Он наполнил человечество ужасом, продолжавшимся в течение многих поколений… Чингисхан был завоевателем более крупного масштаба, чем все известные деятели на европейской арене. Его нельзя мерить общим аршином. Переходы его армии измеряются не верстами, а градусами широты и долготы; на его пути города нередко исчезали без следа, реки отклонялись от своих русл; пустыни наполнялись беглецами и умирающими, и там, где ступала его нога, волки и вороны часто оставались единственными живыми существами в некогда цветущих странах… Тогдашние мусульмане были убеждены, что такое нагромождение ошеломляющих событий могло быть делом рук только сверхъестественного существа. Им казалось, что доподлинно наступил конец света. Неописуемый ужас охватил и христианский мир… когда страшные монгольские владыки после смерти Чингисхана вихрем пронестись над Западной Европой. В церквах пели молебны об избавлении от ярости монголов… Кочевник, круг занятий которого исчерпываются охотой и пастьбой скота, сокрушил могущество трех империй; варвар, никогда не видавший городской жизни и незнакомый с письменами, составил кодекс законов для пятидесяти народов…
В области военного гения Наполеон несомненно является наиболее яркой звездой на европейском небосклоне. Но нельзя забывать, что одну армию он бросил на произвол судьбы в Египте, остатки другой покинул в снегах России и свою карьеру закончил в Ватерлооском погроме. Его империя пала еще при его жизни, а его сын лишился наследства еще до смерти своего отца. Чтобы найти завоевательный гений, равный Чингисхану, надо обратиться к Александру Македонскому — богоподобному Александру, наступающему со своей фалангой в страны Востока, неся им блага эллинской образованности. Оба завоевателя умерли на вершине своей славы, и имена их живут до сих пор в легендах народов Азии. Но события, наступившие после смерти, сравнения уже не выдерживают. Тотчас же после кончины Александра полководцы его вступают в борьбу между собою за обладание его царством, из которого его сын принужден бежать. Между тем сын Чингисхана без всякого протеста вступил в управление его империей от Армении до Кореи и от Тибета до Волги, а его внук… царствовал над половиной света». (Harold Lamb. Gengis Khan, Emperor of All Men. London, 1928.)
Марко Поло писал: «Завоевывая какую-либо область, он не обижал население, не нарушал его прав собственности, а только сажал среди них нескольких своих людей, уходя с остальными на дальнейшие завоевания. И когда люди покоренной страны убеждались, что он надежно защищает их от всех соседей и что они не терпят никакого зла под его властью, а так же когда они видели его благородство как государя, они тогда становились преданными ему телом и душой и из бывших врагов становились его преданными слугами».
«Согласно описаниям знаменитого путешественика, империя монголов была процветающим и богатым государством с развитой промышленностью. В ней работали великолепно оборудованные мастерские, рудные шахты, цвели сады и поля, вдоль всех дорог были отличные постоялые дворы. Специальная служба гонцов доставляла почту со скоростью четырехсот миль в сутки. При Хубилае стали выпускаться бумажные деньги и иные ценные бумаги: было положено начало современной системе кредитования — основе экономики всех высокоразвитых современных государств. Марко Поло именно из Монголии привез в Венецию секреты производства шелка и макарон, идеи выпуска ценных бумаг-векселей, и «отсюда началось их победное шествие по Европе и миру», - пишет Раднаев.
Бушков пишет следующее: «Есть два непреложных тезиса, которые просто невозможно опровергнуть, поскольку их при нужде нетрудно подкрепить огромным фактическим материалом.
Во-первых, законы империи Чингисхана, по которым жила значительная часть Азии, содержали гораздо больше честности и благородства, нежели уклад жизни современных Чингисхану европейских государств. (Тут я хочу упомянуть очень неполиткорректный закон: человеку, уличенному в воровстве, мало того, что отсекали голову – эту голову его отец всю оставшуюся жизнь должен был носить на шее. Мера, конечно, жестокая, но она, несомненно, производила большой воспитательный эффект: наверняка, глядя на этакое зрелище, другие отцы старались воспитывать детей так, чтобы те и чужого ржавого гвоздика в карман не сунули…)
Во-вторых, любые разрушения и жертвы, ставшие результатом завоеваний Чингисхана, не идут ни в какое сравнение с тем, что мы сплошь и рядом наблюдаем в европейской истории.
Так что Чингисхан (по легендам, родившийся со сгустком крови в руке) был жесток ровно настолько, насколько были жестоки сами времена. Взявшись пристально исследовать его походы, всю его жизнь, не найдешь одного – бессмысленного садизма и убийств ради самого убийства».
Роль личности в истории – категория не случайная. Она всегда обуславливается прежде всего личными качествами человека. Французский историк Р.Груссе, автор книги «Чингисхан. Покоритель Вселенной» писал: «Привязанность и любовь Темучжина к первым друзьям стали легендарными… Да, таковы были нравы больших войлочных юрт, где с верностью слову, данному другу, могли соперничать лишь коварство и жестокость в обращении с врагом!».
С силой дружбы могла соперничать в Чингисхане только сила любви. Его избранница детских лет, первая любовь и старшая жена Борте на всю жизнь осталась для него советником, непреходящим авторитетом, к словам которой он прислушивался более всего, и они действительно выручали его от беды в критические моменты. Она родила ему четырех сыновей: Чжочи, Чагатая, Угэдэя и Толуя. «Разумеется, подобно любому монгольскому вождю, Темучжин, не колеблясь, заводил себе новых жен, которые при необходимости сопровождали его в походах, тогда как Борте оставалась в Монголии, но только ее дети имели право на отцовское наследство. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучжина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой «хатун», госпожой, сотворцом потрясающего триумфа завоевателя Вселенной», — пишет Груссе.
Именно ради этой большой любви началось первое большое сражение Чингисхана. Для того чтобы вернуть жену из плена меркитов, выкравших ее, он создал союз ханов и поставил под оружие 40 тысяч воинов.
Возвращенная из плена Борте была беременна, и возможно, не от Темучжина, но он не попрекал ее за невольное сожительство с врагом, и родившегося мальчика Чжочи официально признал собственным сыном…
Бермет Букашева
(Продолжение следует)
Похожие материалы по теме:
- Города любви Есть в мире города, обладающие особой атмосферой любви и романтики, давно ставшие местом паломничества влюбленных...
- У Бакиева счастье в любви В соцсетях интернета «гуляют» фотографии Курманбека Бакиева с его молодой женой и детьми, с которыми...
С нетерпением жду продолжения …
Чем ждать историю от неисторика Букашевой, прочтите Степную трилогию Гумилева.
Гумилев Гумелевым, но краткая и эмоционально написанная история интересна для любоо читателя. Гумелев для тех, кто интересуется историей или изучает его. Новый талант Букашевой «на лицо».
Всё решено — Чынгызхан кыргыз!
Гумилев не всегда правду пишет!!!!!!!!!
Жестокий Век автор Исай Калашников, прочитайте, не пожалеете.
Очень хорошо написанный и интересный роман