Колумнисты
Человек между кумиром и своим «я»
В дни перед Пасхой случилось мне услышать фразу: я хочу быть похожей на неё. Речь шла о девушке, вполне успешно реализовавшей себя на Западе, в то время как до 15 лет она жила в нашей стране, воспитывалась в хорошей семье; родители рано сориентировали её на западное образование, так что в 12 лет она вполне успешно говорила на двух европейских языках, а к пятнадцати уже побывала в четырёх странах – где учась, где путешествуя. В общем, вся её жизнь выглядит как пример продвинутости и упорства. Она ставит цель и делает всё, чтобы достичь её. Не сдаётся, когда что-то не получается, даже в двадцать третий раз. Просто делает еще одну за другой – двадцать четвертую, двадцать пятую попытки. Пока не выиграет. Да, она заслуживает восхищения, и я действительно её очень уважаю – за самостоятельность, стойкость, характер, готовность помочь другому. Просто она мне ужасно нравится, и я с восхищением рассказываю о ней друзьям.
Но эта детская фраза: хочу быть на неё похожей – она меня смутила и заставила задуматься. Да, людям нужны примеры, с этого начинается воспитание. Об этом говорят все философы и моралисты, начиная с древних времён. Причем, примеры должны иметь вполне человеческий облик – это важно, чтобы с самого начала мы могли найти общее между «недосягаемым» идеалом и собой, хотя бы внешне: две руки, две ноги, шейный нарост, именуемый у кого-то головойJ. Например, Платон советовал выбирать из «Одиссеи» и «Илиады» — особенно, из «Илиады» — примеры храбрости и достоинства; в христианской агиографии Божий сын есть модель для жизни каждого истинно верующего; Ислам даёт пример достойной жизни через Пророка Мухаммеда. Иудаизм не имеет такого общепризнанного лица с авторитетом источника учительства и примера, но дает свод правил.
Современная психология говорит о необходимости примеров и общения с успешными людьми, если ты сам хочешь быть успешным. И это верно со всех точек зрения: с философской, психологической, воспитательной, моральной. Как узнать, что ты человек? Посмотреть на другого (как это советовал еще Карл Маркс). Хорошо, допустим, что вы так и делаете. Обратимся к самым древним идеалам.
Теологические примеры предлагают путь смирения и страдания, особенно страдания. Это верно в том отношении, что человек культуры (но не культа!) сознаёт свои границы. Иными словами, он понимает, что можно, а что – нельзя. Он чувствует присутствие в мире рядом с ним кого-то еще, особенно это важно сегодня, когда число контактов с другими растёт за счёт средств коммуникации, которыми нас снабжает стремительно развивающаяся область высоких технологий. Но это ОЧЕНЬ тонкое умение, которое требует многих лет опыта или таланта сродни музыкальному слуху или математической интуиции.
Это вопрос о границах, когда есть большие шансы скатиться в одну сторону смирения и страдания – и тогда ты жалкая жертва; скатываешься в другую – и ты уже палач. Совестливый человек предпочитает выбирать скорее первую рискованную возможность, т.е. лучше быть невинной жертвой, чем признанным насильником. С насильниками как будто яснее, они нелюди, ничтожества, хотя судьбы их по-разному устраиваются. Помню рассказ про одного палача из Карлага (Карагандинский трудовой лагерь – часть ГУЛАГа), который уже после оттепели и реабилитации политзаключенных в 60-е годы, остался без «работы». Так вот, он имел обыкновение, сидя в городской столовой, выбирать себе «жертву» из приезжих – выискивал такого человека, подсаживался к нему, даже, кажется, угощал, и всё это он делал для того, чтобы покаяться, чтобы в пьяном угаре рассказать, кого и как он замучил… А вот другой палач, например, сегодня для кого-то – «эффективный менеджер», пример (я говорю о Сталине), которому как бы всё позволено было, и за это портреты его сегодня вывешивают вот такие его почитатели…
Другая сторона за границей смирения и страдания (пример такого поведения) – это когда человек начинает своим страданием гордиться, когда он носится с ним, как с флагом, как с медалью. Простите меня за то, что я сейчас скажу: я больше уважаю тех, кто НЕ носит свои медали, даже если они вполне заслуженные, хотя несомненно преклоняюсь перед КАЖДЫМ подвигом во имя жизни.
Когда предлагают пострадать, чтобы очистить душу (особенно это распространено в христианской культуре, с её сонмом святых), я понимаю оправданность такого опыта, более того, я знаю о таком опыте не от других. Но когда же ты улыбнёшься, измученное страданием христанское дитя? Когда же ты примешь в себя и другой опыт – опыт счастья и младенческой простоты? Собственно, в этом вопрос современного философа и автора многих книг Умберто Эко: почему Иисус не смеялся? Восточный философский опыт предлагает баланс слёз и смеха – как в знаменитом символе с двумя головастиками в круге: белом и чёрном. Вы видели, как быстро переходят от слёз к смеху дети? Да ведь и сам Христос говорил об этом – уподобляйтесь им. Но сам – не смеялся (и здесь для меня снова засадаJ).
И еще: насчёт того, выбирать себе кого-то в качестве примера или нет? С одной стороны: Христос терпел и нам велел; с другой – не сотвори себе кумира, ибо Его религия – свобода и любовь. И в этом он близок, как это не странно, к буддистской практике освобождения. Недаром вышедший из среды христиан-пиетистов немецкий писатель Герман Гессе устами своего героя из романа «Сиддхартха» говорит: «Будда обокрал меня, но еще более – одарил, он подарил мне самого меня».
Так что, получается, что мы стоим перед выбором, который будем делать всю жизнь, — будем смотреть на ДРУГОГО, чтобы понять себя, и будем искать этого САМОГО СЕБЯ, чтобы не походить ни на кого в мире, потому что другого такого/такой – просто нет. Это самый главный вывод из моих размышлений, которые хотели оформиться в текст в дни поста и разговения. Простите, если что не так.
Элеонора Прояева.
Похожие материалы по теме:
- Между честью и бесчестьем – одна пуля "Ты забыл, как я собирал кыргызскую милицию и дал приказ под свою личную ответственность применять...
- Человек собаке друг Почему же мы рождаемся другими?...
- Война компроматов между женщинами-депутатами продолжается — Жолдошева обвиняет Сасыкбаеву Вопрос выдачи женщинам-депутатам материальной помощи из фондов Жогорку Кенеша для приобретения в числе прочего и...
- Сель унес жизни четырех человек В Баткенской области в результате схода селя погибли четыре человека. Машину, в которой они находились...
- СДПК и «Республика» поделили между собой власть Формирование правящей коалиции практически завершено — позиции фракций по основным должностям спикера, премьер-министра и первого...
мне понравилось