Фоторепортаж
Нить творчества, нить судьбы
«В детстве я любила садиться рядом с мамой и вместе с ней вышивать. В каждый лоскуток моя мама вкладывала кусочек своей души. Первые уроки я получила от мамы и природы. Маленькой я часто бывала с родителями на джайлоо. И в памяти навсегда осталась красота и аромат величественной Природы. Позже краски джайлоо я перенесла на свои гобелены и графические листы». И хотя в детстве Анаре хотелось заниматься музыкой, — ведь родители, особенно отец, обладали недюжинным музыкальным даром, — все же любовь к рисованию победила.
А потом было замечательное время учебы в Московской государственной текстильной академии им. А.Косыгина по специальности «Художественное моделирование». За свой дипломный проект по текстилю Анара получила серебряную медаль на ВДНХ СССР. После завершения учебы наша соотечественница десять лет работала в Москве в мастерской художника-прикладника, мастера по гобелену Шмаковой Анны Александровны. Под ее руководством Анара приняла участие в выполнении большого тканного панно «Золотые купола» на тему архитектуры Московского Кремля. Анара участвовала также в оформлении Художественного театра на Добрынке в Москве, Посольства Российской Федерации в Праге (Чехия).
На протяжении двадцати лет Анара Искакова создает картины из нитей. «Мне нравится работать в технике чия, курака, войлочного валяния. Но излюбленным остается ткачество, т.е. создание гобеленов».
Гобелен — искусство трудоемкое. «Для создания одного гобелена уходит немало времени, нередко приходится использовать нити разного качества, — рассказывает Анара, — важно лишь, чтоб они «сошлись характерами». Немаловажно и сочетание цветов: некоторые гобелены требуют более спокойных оттенков, иные — ярких и пестрых, и зависит это от того, какое настроение, какие мысли ты хочешь вложить в конкретную работу».
По словам Анары, каждый гобелен связан с тем периодом жизни или мгновением, когда он создается. Однако обязательным условием для всего творческого процесса является положительный настрой, так как гобелен способен вбирать в себя энергетику создателя, благодаря чему готовая работа становится живой.
От ее работ веет уютом, гармонией, теплом. В них присутствует её величество Природа: вот березовые сережки, а другое плетение напоминает капли дождя или иней на ветках дерева. Анара Искакова любит экспериментировать с материалами, добивается эффектов объемности за счет фактуры материалов, добавляет вышивку и свободно свисающие нити. «Любовь к эксперименту передалась и моим ученицам. Для них, как и для меня, важны фактура и колорит», — говорит Анара.
Анара Искакова находится в постоянном творческом поиске, как художник-профессионал сохраняет основу традиции, наполняя каждое свое новое произведение живым чувством, переживанием природы и человека. Ее работы находятся в музейных и частных коллекциях Кыргызстана, Казахстана, России, Турции, Германии. Как педагог, проводит практические занятия в КГХУ им.С.Чуйкова и КГУСТА им.Н.Исанова. Работы ее учеников успешно экспонируются на республиканских и международных выставках.
С любезного разрешения художницы мы публикуем номер ее телефона: (0772) 33-66-93.
Елена ВОРОНИНА