Общество

А меня цепляет!

Dominic
Дата публикации: 21.03.2012
Количество просмотров: 123

В Бишкеке в прошлые четверг и пятницу  кто хотел, тот мог увидеть  картины документалистов  из Польши, Англии  и Нидерландов. Польский фонд «HumanDoc» совместно с общественным объединением «Молодежная правозащитная группа» показали  «Место среди звезд»  (реж. Леонардо Ретель Хельмирх),  «Убийство с  международного согласия» (реж. Кристина Редлих), «Да будет покой и хлеб» (реж. Матеуш Муларски, Уршула Ласковски), «После апокалипсиса» Антона Батса  и «Английский хирург» Жеффри Смита. Показ документальных фильмов под названием «Взгляни на мир по-новому», касающихся тем и вопросов развития бедных и уязвимых групп населения по всему миру,  состоялся у нас впервые.  На очереди –  Киев и Тбилиси.

Как и прошедший осенью 2011 года фестиваль документального кино по правам человека «Бир дуйно», так и последний показ продемонстрировали низкий уровень интереса отечественного зрителя  к кинодокументалистике. Сегодня на  большом и малом телевизионном экране более популярным становится игровое кино. И редко-редко мелькает неигровое, документальное. Несмотря на то, что отечественным документалистам есть что показать нашему зрителю. Странно, но их работы охотнее показывают зарубежные телеканалы, наших документалистов лучше знает иностранный зритель.

Ежегодно проводимый в Бишкеке фестиваль документального кино по правам человека пытается как-то разрешить существующую проблему и делает все, чтобы неигровое кино, в том числе на такую сложную тему как права человека, заняло свое достойное место в мире кыргызстанского кино.  Потому что у нас есть документальные киноработы, которые превосходят по качеству и зрелищности лучшие игровые фильмы.

Робкие попытки уже делаются. Те же организаторы недавнего показа в Бишкеке  сообщили, что они продолжат демонстрировать фильмы, используя их как дополнительный иллюстративный инструмент на различных просветительских и  гражданских мероприятиях: будь это семинар по гражданскому образованию или правозащитная акция. Конечно, такие действия вряд ли смогут достичь широкого зрителя.

Роль средства доставки может исполнить только телевидение. Но для этого нужно, чтобы обе стороны -  и кинодокументалистика, и телевидение преодолели разрыв, существующий в настоящее время. Благо, что в мировой практике есть удачные примеры такого альянса.

Например, в Польше еще пять–семь лет назад была ситуация, похожая на нашу. Сегодня, по словам Доминик Спрингер,  координатора проекта «Глобальное развитие в кино: Европа — Кавказ — Центральная Азия» польского фонда «HumanDoc», в Польше национальное документальное кино приобретает все большую популярность.

«Отрадно отметить, что этим жанром кино стали интересоваться молодые люди. На различных показах, будь это международный фестиваль или показ в обычной школе, главным зрителем является  подросток или молодой человек. Кинозалы переполнены. Польская молодежь смотрит не только польское кино, ей интересна документалистика других стран. Наша организация на протяжении последних трех лет занимается популяризацией документального кино, и не только польского производства. В прошлом году  на очередном варшавском показе мы насчитали более 30 тысяч зрителей. Это хороший показатель живого интереса нашего зрителя к документальному кино».

- Почему  молодым людям так интересно документальное кино?

- Кинодокументалистика, как и телевидение, показывает жизнь реальных людей, но иначе. Телевидение информационно. Оно не может создать образ человека или раскрыть его сущность. Документальное кино, наоборот, может раскрыть сущность человека, непроизвольно запечатлеть образ не только человека, но и его времени, в котором он живет. Вслушайтесь с само слово «кинодокументалистика». Это – кинодокумент, по которому последующее поколение будет изучать историю того времени, которое запечатлела кинокамера. Более того, неигровое кино сильнее, чем игровое воздействует на эмоции и поведение человека. После просмотра некоторых фестивальных кинолент, сделанных режиссерами из Африки и стран Латинской Америки, молодые поляки и студенты решили организовать в Польше ряд благотворительных кампаний для сбора пожертвований детям, больным СПИДом. Другие ребята активно включились в международные волонтерские движения. Таким образом, документальное кино несет в себе еще и воспитательные функции.

- Вы рассказывали, что польское телевидение сегодня активно показывает работы документалистов. Как вам удалось осуществить этот диалог?

- Это стало возможным только благодаря постоянной работе с телевизионщиками. Мы хорошо знаем телекухню, так как сами в прошлом тележурналисты. Мы видели, как росло непонимание между ТВ и документальным кино. Нам было обидно, что работы местных авторов, рассказывающие о проблемах общества и путях их решения, не транслирует наше телевидение. Сначала мы сумели убедить руководство телеканалов в необходимости разнообразить свои программы. Мы отыскивали временные щели, чтобы вставить туда фильмы польских авторов. Не всегда удавалось подать их в прайм-тайм. Но даже после показа в нерейтинговое, непопулярное время, мы получили шквал обращений от телезрителей с просьбой повторить показ того или иного фильма. Поверьте, рейтинг ряда телекомпаний, в том числе частных, повысился после неоднократного показа документальных фильмов. Позже на телевидении начали появляться документальные ленты зарубежных авторов. Мы поняли, что польскому зрителю нужны  не только игровые, красочные, развлекательные программы или фильмы.

Документальное кино заставляет думать, мыслить, пересматривать свое отношение или поведение в жизни. Оно несет неповторимые моменты познания. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что диалог с ТВ налажен. Конечно, есть еще некоторые барьеры, но они преодолимы.

Другим успешным достижением в популяризации документалистики в Польше мы считаем тот факт, что государство стало надежным и ответственным партнером в этом направлении работы. Все наши фестивали в Польше проходят при партнерстве государственных и местных органов власти. Не было еще случая, чтобы нам отказали в помещении для показа фильмов или со-финансировании какой-то части фестивальной работы. Согласитесь, что логистика, пусть небольшого показа, требует определенных, и порой немалых, ресурсов.

- Говоря о кино, нельзя не сказать о критике. Согласитесь, что большинство фильмов, показанных на ваших фестивалях и привезенных в Бишкек – это работы непрофессиональных авторов, и зачастую именно они подвергаются резкой критике со стороны тех же киноведов или профессиональных режиссеров. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

- Лично я и мои коллеги по фонду ничего плохого в том, что документалистику делают в последнее время люди, не получившие образование в сфере киноискусства, не видят. Наоборот, мы считаем, что с помощью этих людей и их работ в кино формируется новый киноязык. Что плохого в том, что появилась, наконец, хоть какая-то среда общения для молодых людей, влюбленных в документальное кино? Можно долго и профессионально рассуждать о “технической небрежности, непродуманности композиции, вялом операторском и режиссерском взгляде” некоторых фильмов. Но все эти доводы разбиваются в прах, если зритель, в особенности молодой, говорит: «А меня цепляет!». Вот ради этого и стоит поддерживать новую документалистику. И потом. Много ли вы знаете именитых режиссеров, которые снимают документальное кино на темы прав человека? Согласитесь, что таких сегодня в мире очень немного. Большинство авторов социального или правозащитного кино – это молодые люди, имеющие некинематографическое образование, но желающие что-то изменить в этом мире. По-моему, это важнее. И я предпочту этот взгляд начинающего режиссера с дрожащей камерой любой мастерски сделанной и выхолощенной работе.

Елена Воронина

На фото: Д.Спрингер


Один комментарий на «“А меня цепляет!”»

  1. Бурул:

    на показе документальных фильмов основную аудиторию составляла молодежь,в частности студенты.просмотр кинолент вызвало активное обсуждение среди зрителей, были высказаны различные точки зрения, восприятие реальности итд.В целом интерес к документальному кино среди молодежи сформирован, что очень радует. Были ребята, которые подходили после просмотра и просили помочь им организовать такого рода кинофестиваль у них в регионах.

Добавить комментарий