Деньги
Благородные лекции Нобелевского лауреата
Ученый высшего ранга, лауреат Нобелевской премии Джеймс Александр Миррлис находится в Бишкеке и проводит встречи с высшим руководством страны, а также дает публичные лекции.
Прибыл он сюда по приглашению Национального института стратегических исследований КР. Причем сделал это не попутно и мимоходом, а целенаправленно.
- Мы пригласили его с целью консолидировать наши научные круги и обеспечить интеграцию между нашими и зарубежными учеными, — рассказывает Назик Бейшеналы, замдиректора НИСИ. – Чтобы заинтересовать их в партнерстве и чтобы наши государственные решения принимались на основе взвешенного научного подхода.
Персона гостя – весьма высокая: в 1996 году он получил престижнейшую премию за исследования, легшие в основу фактически всех новейших учебников экономики. Именно он ввел в экономический анализ понятия рыночного несовершенства, асимметричной информации и прочего, способствующего более адекватному определению возможностей экономики и роли рынка и государства. Впрочем, чтобы рядовой читатель не утонул в специфических терминах, достаточно сказать, что он – автор целого ряда теорий. О моральном риске. О том, как обеспечить социальное равенство, не подавляя экономических стимулов предпринимателей и наемных работников. Какой должна быть оптимальная система прогрессивного налогообложения. Каким должно быть планирование в развивающихся странах. Причем рассматривал он и трудовые договоры, и страхование, и многое другое. Миррлис – тот, с чьим именем ассоциируется новое кейнсианство.
Опытный преподаватель (за плечами которого 25 лет Оксфорда, а затем Кембридж) объяснил кыргызстанцам, в чем же «засада» и почему все не просто «прохлопали» мировой кризис, а до сих пор никак не примутся за эффективную его «расчистку».
- Теория нас не предупредила, что в следующем году у нас будут серьезные проблемы, — сказал Миррлис. – Крупная рецессия не была спрогнозирована ни по времени, ни по масштабам.
Хотя он признал, что «звоночки», безусловно, были. Это первый спад в Юго-Восточной Азии, довольно быстро преодоленный. И в 2008 году было видно, как надувается «пузырь» на американском рынке недвижимости, но правительство молча позволяло увеличиваться ему и дальше. При всем этом оказалось, что кризис в банковской системе гораздо масштабнее, нежели на рынке недвижимости, но про это не подумали. Банки, живущие за счет выданных кредитов, уперлись даже не в упавшие цены на жилье, а в то, что клиенты оказались неспособными возвращать кредиты. Ипотека по сути похоронила банки: те не смогли реализовать заложенную недвижимость.
Были и другие симптомы, которые должны были насторожить всех: цены на фондовом рынке стремительно поползли вниз (хотя сами по себе они не могли привести к рецессии).
- Одна из основных причин кризиса – то, что правительства не смогли быстро действовать, — объясняет. – Мы, включая государственных экономистов, не смогли согласовать наши действия. Правительство слишком долго ждало, прежде чем отреагировало фискальным способом: провело операции на открытом рынке и снизило процентную ставку, что нужно для долгосрочных инвестиций.
Он сказал, что важнее даже не прогнозирование событий типа кризиса, а то, какие экономические действия предпринимает правительство. А это всегда политика. И здесь многое зависит от того, какую позицию занимает человек, дающий рекомендации. Скажем, кто-то лоббирует политику богатых, стремясь повысить доходы себе подобных, а кто-то, как Миррлис, стоит на позиции снижения уровня бедности. Кстати, схожие кризисы имели место и в Гонконге, и в Японии, однако там государство действовало иначе. Разница в морали, — пояснил Миррлис.
Именитый экономист рассказал, что необходимо стимулировать спрос у населения, что автоматически приведет к росту производства и рабочих мест. И тут также необходимо корректировать процентную ставку, ставящую в зависимость цены на товары народного потребления. И здесь интересна связь с ценами на нефть: как бы они не росли, ее будут покупать отнюдь не в меньших объемах, а вот на остальной продукции народ станет экономить. Именно поэтому государство обязано регулировать этот аспект. Кстати, государство не должно ослаблять госрегулирование и расходы, наоборот. При этом неэффективно сжимать дефицит бюджета: в момент кризиса это неэффективно, пусть растет. Государство порой должно запрещать определенные активы (в частности, это относится к ценным бумагам, выпускаемым под так называемые секьюритизированные кредитные контракты, которыми торгуют, как на фондовом рынке, и которые содержат существенные риски).
- Торговля наугад распределяет блага неравномерно: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, — говорит экономист. – Нужно знать кейнсинианскую теорию, она предлагает замечательные альтернативы (позже Миррлис привел пример идеального, на его взгляд, государства, проповедующего кейнсинианскую политику – это Китай, с его быстрым ростом, чистым рынком труда, на котором даже имеется нехватка рабочих рук, и это при том, что изначально он имел огромный портфель неэффективных инвестиций).
Однако и эта теория не везде срабатывает: скажем, в той же Европе, имеющей свободные границы и единую валюту, воспользоваться ею невозможно. И пока евро не будет уничтожен, выход найти сложно. Хотя одним уничтожением евро не обойтись: понадобится комбинированная политика, направленная на расширение спроса. Но даже и в этом случае будет дефицит, что не всегда плохо.
Впрочем, предупредил профессор, стоит готовиться к затяжному кризису, по крайней мере, он скажется на трудоустройстве людей.
Не обошел Миррлис стороной и нашу республику, дав ей жесткий «приговор», хотя сделал это деликатно:
- Для меня рецессия – это когда уровень безработицы составляет свыше 6 процентов. Хотя существуют и страны, где он – порядка 20. К таковым относится и Кыргызстан. И это даже не рецессия, а депрессия.
По его мнению, многие проблемы продиктованы откровенным незнанием экономической теории:
- Экономисты должны понимать, как работают рынки, когда информация ограничена для какой-то из сторон. Должны быть некие допущения, и в контрактах такое должно прописываться. Должно быть хеджирование.
Здесь же всплывает фактор морального риска. В итоге ситуация сильно напоминает Миррлису азартные игры.
Экономист уверен: чтобы кризис не ударил наотмашь, нужно максимально дистанцироваться от проблемной банковской системы Европы и Запада вообще, налаживая собственные госбанки, через которые проводить крупные инвестпроекты (по примеру той же Индии).
У «Чалкана» возник вопрос, что в связи с этим думает профессор об идее сделать из Кыргызстана финансовый хаб.
- Идея интересна, но вероятность мала, — рассудил Миррлис. – В свою очередь у меня вопрос: почему страна хотела бы влезть в мировую финансовую систему, зная о таких проблемах? Вероятно, в надежде на притоки капиталов. Но надо поставить себе вопрос: каким образом можно помочь этому? Пусть банки открывают свои филиалы здесь, но должен быть очень строгий контроль. Многих людей интересует вопрос: есть ли смысл развивающимся странам принимать на себя политику, которая бы предотвращала быстрое движение капиталов? Если вы организуете дело так, что людям сложно будет вывезти отсюда капиталы – они не станут инвестировать.
Кроме того, отрицательно играют и наши непомерно высокие процентные ставки:
- Если вы хотите экономического роста, ставки должны быть ниже. И нужна политика, которая продвигает расширение спроса.
Впрочем, о том, что необходимо предпринимать правительствам развивающихся стран, Джеймс Миррлис рассказал на следующий день в госрезиденции, и тема заслуживает отдельного разговора.
Его приезд отечественные академики уже расценили как альтруистичный поступок (между прочим, Назарбаев, приглашая на консультации другого Нобелевского лауреата, в гонорарах не стеснялся и платил многие сотни тысяч долларов). И связывают с дальнейшим развитием науки. Так, заслуженный экономист, академик Турар Койчуев сказал:
- Это благородный поступок, сэр Миррлис. НИСИ делает полезное дело, привозя сюда людей с мировым именем. Такие контакты способствуют распространению новой экономической мысли. Предлагаю НИСИ заняться также и переводом научных источников, чтобы распространять среди населения и повышать экономическое сознание людей. Этого требует время, тем более что в мире сейчас идет переоценка всего.
И предложил добавить к миррлисовскому постулату о том, что должны объединиться два фактора – быстрота принятия решений правительством и потребности населения, еще и такой: «насколько наука может предвосхищать развитие ситуации».
Татьяна Орлова
а где проходят лекции? адрес уточните и как туда записаться?
Откуда у НИСИ средства привозить такого уровня специалистов? Наверняка, без доноров не обошлось. Что ж, донорам огромное спасибо!
Да, Марина, Вы правы, доноры помогли. Но если у НИСИ есть возможность организовывать такие встречи и получать на это деньги, замечательно, что они этой возможностью пользуются.
Несомненно заслуженный человек и его мысли, а какая практическая цель его визита? Достиг ли НИСИ поставленной цели?
Может пригласим представителей известных компаний и фирм, с презентацией своих возможностей.