Лица

Золотой выход

013
Дата публикации: 14.09.2011
Количество просмотров: 106

Компактнее недвижимости, надежнее ценных бумаг… Станет ли золото новым объектом для инвестирования капитала кыргызстанцев?

Расчет на рост

На фоне валютных колебаний и с оглядкой на то, что центробанки многих стран задумываются о том, чтобы перейти на новую форму резервирования (а точнее, вернуться к золотовалютным запасам, отказавшись от долговых бумаг), и у нас в Кыргызстане стали задумываться, куда деть деньги? Потребность в недвижимости как таковая значительно поубавилась, все кто хотел – ею обросли, кто за счет мигрантских переводов, кто за счет удачно экспроприированого (конечно, в расчет не берется социальное жилье для рядовых граждан, живущих по принципу «от зарплаты до зарплаты»). Банковские депозиты не особо удовлетворяют своими процентами. Доверия к ценным бумагам пока не появилось, особенно после мирового кризиса, сдувшего финансовые пузыри. Кто-то, почесав затылок, отправился к прилавкам ювелирок, полагая, что уж золоту-то доверять можно.

Правда, специалисты говорят, что если и вкладываться в благородный металл с целью сберечь и преумножить собственные накопления, то надо бы избрать иной метод. Ибо все эти колечки-подвески и прочее эстетство, возникни нужда в срочных деньгах, уйдет уже не по цене полноценного изделия, а по цене лома. И тут надо будет говорить о потерях, а не преумножении. Впрочем, подробнее об инвестициях в «аурум» расскажет человек, непосредственно работающий с ним – Чингиз Макешев, возглавляющий Ассоциацию ювелиров КР:

- Золото очень долго выполняло роль денег, — рассказывает он. – И всегда было в цене. И я бы ни в коей мере не инвестировал в деньги. Мир и так заполнен наличностью. И доверие к долларам подорвано. Америка обременена долгами, у нее на носу президентские выборы, на банковских счетах только 5 процентов налички… Золото – единственная альтернатива сохранения своих активов. Оно высоколиквидно, его быстро можно продать. И цена все время растет: только за последние два года она увеличилась более чем на 60 процентов.

Кстати, по прогнозам «золотых дел мастера», уже в этом году драгметалл будет торговаться по цене 2000 долларов за тройскую унцию, а через год он прибавит в «весе» еще на полтысячи «зеленых». В общем, те, кто последует макешевскому совету держать капитал в золоте, имеют шансы неплохо подзаработать на марже.

Не в форме дело

Традиционно золото может быть в виде слитков, песка (для интереса: его у нас сдают старатели в Нарынской области) или же монет (о них – ниже: это вовсе не те коллекционные монеты, которые время от времени выпускает Нацбанк). Кроме того, мир знаком с золотыми сертификатами (когда человек покупает не сам металл, а право обладать им) и металлическим счетом (открываемым в банке для учета драгметалла, сданного на ответхранение, при этом золото может изначально принадлежать клиенту, а может быть куплено непосредственно у банка). С последней услугой уже начинали знакомиться клиента АУБа, пока известные события не забаррикадировали любой мало-мальский прогресс.

- Что из этого есть в Кыргызстане? – рассуждает Макешев. – Слитки в 1 килограмм (пронумерованные) и в 100 граммов (без индивидуального номера). Их у нас выпускает только Кара-Балтинский горнорудный комбинат, а продает «Кыргызалтын» (к слову, стоимость слитка складывается из цены на Лондонской бирже на момент покупки плюс пять процентов налогов). Но такая форма неудобна мелким инвесторам: ну не будете же вы пилить этот слиток, если вдруг срочно понадобятся деньги?

И Ассоциация ювелиров специально под эти цели разработала монеты, которые будут изготавливаться под заказ, клеймиться печатью ювелира (что будет сродни баллистической экспертизе, как говорит Макешев) и сопровождаться сертификатом с указанием пробы и чистого веса. К стоимости металла, по словам ювелира, просто добавится 4-5 долларов за изготовление: видимо, речи о том, чтобы сваять себе индивидуальный «наполеандр» с собственным профилем, нет. Как заверяет Чингиз Макешев, монету с удовольствием в любой момент выкупят сами же ювелиры, особенно если продавец запросит цену на 1,5-2 процента ниже существующей на тот момент. Мол, потребность в металле всегда есть, а какая разница ювелиру, что потом плавить: лом, слитки или же кольца?

Золото наравне с … картошкой

Макешев говорит, что для Кыргызстана сделки с золотом – все равно, что купить мешок картошки на базаре. А все потому, что их Ассоциация совместно с Советом по развитию бизнеса и инвестиций при правительстве КР сняли очень много ограничений в этом году: убрали и 5-процентный акциз, и ограничения по форме (почему и стали возможными все эти монеты). А налогообложение стало весьма льготное: сделки освобождены от НДС.

Правда, если вы вдруг захотите эмигрировать, то вывоз вашего добра встанет в 2 доллара за грамм. Тем не менее, чтобы стать гордым обладателем золотого кусочка, вполне достаточно иметь паспорт.

- Единственное, нужно удостовериться в том, что вы покупаете, — советует Макешев. – Для этого с вашим золотом надо обратиться либо в Ассоциацию ювелиров, либо в Управление драгметаллов при Минфине.

Понятно уже, что «Кыргызалтын» продает свои слитки по мировой рыночной цене. И сегодня, по словам Макешева, килограммовый слиток «аурума» обойдется в 57 тысяч долларов – вполне сопоставимо с квартирной ценой.

Тем, кто не готов выложить столько «зелени» за желтый металл, чье качество однозначно подтверждено лабораторными анализами и репутацией производителя, можно рискнуть и вложиться, скажем, в золотой лом (кстати, временами весьма даже высококачественный – учитывая знаменитые советские стандарты чистоты). Его нынче покупают по 1450-1500 сомов за грамм 585 пробы. Ну а в Нарыне намытый в речке золотой песок старатели сбывают по 1900 сомов за грамм.

Впрочем, Макешев советует все же обезопасить себя и иметь дело с сертифицированной продукцией.

- Когда покупаешь лом, всегда есть риск, что купишь не то, что нужно, — поясняет он. – Хотя если вы специалист и различаете пробы – можете заняться и этим. Лом сейчас тоже растет в цене: если уж у нас на сенокос не выходят, пока в интернете погоду не посмотрят, что говорить о других? Скупщики ведь тоже следят за тенденциями.

И что потом?

Храните, пока вам не приспичит или пока вы не посчитаете, что пора бы и меру знать (сам Макешев говорит, что цена в 2,5 тысячи долларов – обвальная, и после этой планки золото надо «скидывать», ибо не исключено, что вслед за этим «пузырь» лопнет). Правда, где хранить – совершенно другой вопрос, учитывая, что доверие к банковским ячейкам было сильно подкошено прытью власть имущих.

- Вы купили золото для спекулятивных целей, правильно? И какая разница, где хранить его – хоть в банковских ячейках, хоть в огород положите, — рассуждает Макешев. — А можно сразу же отдать ювелирной компании под 9 процентов годовых, оформив договор о займе: ювелиры всегда нуждаются в металле. Золото в Кыргызстане ничем не отличается от картошки. Продается тоже легко – ну два процента налога с продаж заплатите.

Но опять же, если официально продавать будете, а не встанете посреди базара, образно говоря. В этом случае, что называется, и взятки гладки.

- Есть Закон об обороте драгметаллов, где сказано, что все сделки с золотом проходят свободно. Правда, существует Уголовный кодекс, который говорит, что за незаконный оборот драгметаллов следует конфискация имущества и срок, — поясняет Макешев.

Интересно, что нынешний рынок драгметаллов представляет собой весьма специфическую, если уж не сказать беспорядочную картину. И еще в прошлом году на 90 процентов «сидел в тени» (официально, к примеру, в 2008 году в республику был завезен всего-навсего 1 килограмм золотых изделий – это при засилье турецкого и арабского золота в наших лавках!).

- Это похоже на валюту в начале 90-х, когда обменок не было, и все сидели на телефонах и приезжали менять по звонку, — живописует Макешев. – На том же Ошском рынке есть совершенно невзрачные комки, где ежедневно проходят сделки на очень огромные суммы!

Впрочем, это уже отдельная история.

Татьяна ОРЛОВА.

 

 


Добавить комментарий